Запрещено взыскание налога с какого счета

Как инспекция взыскивает недоимки, пени и штрафы

Запрещено взыскание налога с какого счета

Последний раз обновлено:

Если фирма или предприниматель не выполнили требования об уплате налога, пеней и штрафа в отведенный для этого срок, то взыскать долг перед государством налоговая инспекция может самостоятельно (за счет средств на счетах или другого имущества фирмы).

Решение о взыскании с фирмы недоимки налоговики должны принять не позднее двух месяцев после того, как истек срок исполнения требования об уплате налога.

Еще шесть дней дается инспекции, чтобы проинформировать фирму об этом решении.

Если налоговая инспекция пропустит двухмесячный срок, взыскать недоимку она сможет только через арбитражный суд (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа выносится по формам, утвержденным приказом ФНС России 13 февраля 2017 года № ММВ-7-8/179@.

При взыскании недоимки действуют следующие правила.

1. Налоговики вправе взыскивать недоимки, возникшие по итогам проведенной налоговой проверки (абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

2. Недоимка дочерней компании может быть взыскана за счет средств материнской. И наоборот, недоимка материнской компании может взыскиваться со счетов «дочки».

Например, ранее происходило так: материнская компания, узнав о доначислении недоимки, переводила деньги на счета «дочек», поскольку налоговики не вправе были взыскивать задолженность со счета другой компании.

Или дочерняя фирма, узнав о результатах проверки, перечисляла деньги материнской.

Но перевод средств на счета других компаний не поможет избежать уплаты недоимки (абз. 4, 5 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ еще более ужесточил норму. Абзацем 8 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса с 1 января 2017 года налоговикам дано право через суд требовать уплаты налогов с аффилированных лиц, например, с собственников, учредителей или акционеров организаций-должников.

Не поможет избежать ответственности и реорганизация. Верховный суда РФ в Определении от 14 декабря 2017 года № 304-КГ17-18313 рассмотрел ситуацию. Компания, которой по результатам проверки доначислили крупную сумму налогов, срочно реорганизовалась и передала все свои активы в выделенную фирму. Долги взыскали с преемника.

Так, по итогам выездной проверки компании доначислили крупную сумму налогов к доплате. Однако фирма в срочном порядке провело реорганизацию в форме выделения. Сдаваемую в аренду недвижимость она передала вновь образованной компании. На нее же были переоформлены договоры с арендаторами. А должник начал процедуру банкротства.

Компания не смогла погасить недоимку, но инспекция не отступилась и подала в суд. Судьи ее поддержали в требованиях, поскольку усмотрели в действиях компании-должника исключительно стремление избежать уплаты налогов.

Уклоняясь от исполнения обязанностей перед бюджетом, фирма передала активы и деловые контакты другой организации. К сожалению, это не помогло.

На образованную при реорганизации в форме выделения компанию была возложена обязанность по уплате всей налоговой задолженности организации.

3. Если должник перечислит выручку от реализации на счета нескольких фирм или передаст деньги (иное имущество) нескольким компаниям, недоимка будет взыскана со всех компаний пропорционально доле поступившей им выручки, доле переданных денежных средств или стоимости иного имущества (абз. 6 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

4. Налоговики взыщут недоимку и в том случае, если дочерняя фирма перечислит выручку от реализации, передаст денежные средства или иное имущество материнской компании (и наоборот) посредством совокупности взаимосвязанных операций. Даже если участники этих операций не являются основными или зависимыми обществами (абз. 7 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

5. Если суд признает организацию каким-либо образом зависимой с должником, указанный порядок взыскания недоимки будет применяться и к ней (абз. 8 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

6. Налоговики вправе взыскать недоимку с учетом перечисленных правил только в пределах поступившей выручки, переданных денежных средств или иного имущества (абз. 9 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

После принятия решения о взыскании инспекция направляет инкассовые поручения в банки, где открыты счета фирмы.

Налоговый кодекс позволяет налоговикам списывать деньги с расчетных и валютных счетов. Взыскивать деньги с депозитных (если срок депозита не истек) и ссудных счетов нельзя. А вот с залоговых — можно. Но только на за счет той их части, которая не обременена залогом.

Об этом сказано в Письме Минфина России от 08 мая 2015 года № 03-02-07/1/26740. Такой вывод сделан финансистами на основании положений Гражданского кодекса. Согласно им залоговый счет — это отдельный вид банковского счета, средства на котором (или их часть) находятся в залоге.

Такой счет открывается банком независимо от того, был ли к этому моменту заключен договор залога прав по договору банковского счета (п. 3 ст. 358.9 ГК РФ).

При этом залогодатель вправе свободно распоряжаться денежными средствами на залоговом счете, если иное не предусмотрено договором залога (п. 1 ст. 358.12 ГК РФ).

Количество инкассовых поручений Налоговый кодекс не ограничивает – ничто не мешает инспекции предъявить их ко всем известным ей расчетным и валютным счетам фирмы.

Правда, если в результате денег будет списано больше, излишек вам должны вернуть, причем с процентами. Банк должен списать деньги со счета на следующий день после получения инкассового поручения.

Для списания с валютных счетов дается два дня.

Если по счету есть картотека (неисполненные платежные документы), то банк исполняет инкассовое поручение после того, как проведет платежи, имеющие приоритет перед налогами.

В первую очередь банк должен списать деньги по исполнительным документам (исполнительным листам и др.) о возмещении вреда жизни и здоровью, который фирма причинила своим работникам и другим гражданам, а также о взыскании алиментов.

Во вторую очередь – деньги по исполнительным документам о выплате зарплаты и выходных пособий. В третью очередь списывают деньги по платежным документам на перечисление или выдачу зарплаты.

К этой же очереди относятся и суммы налогов, взыскиваемые в бесспорном порядке. Соответствующие им суммы пени и штрафов также должны быть списаны в третью очередь (письмо Минфина РФ от 8 мая 2014 г.

№ 02-08-12/22232).

По платежным поручениям самих владельцев счетов деньги списываются в последнюю очередь.

Источник: http://www.berator.ru/enc/kvpp/10/20/100/

Фнс ответила на вопрос банков о порядке блокировки личных счетов бизнесменов | финансы и инвестиции

Запрещено взыскание налога с какого счета

Согласно статье 76 НК РФ, приостановка операций по счетам в банке применяется только для того, чтобы обеспечить исполнение решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей.

В законе нет положения, предусматривающего блокировку операций по счетам, не связанным с предпринимательской деятельностью физлиц, считают в Ассоциации «Россия».

Там уверены, что такие блокировки не соответствуют Налоговому кодексу и «нарушают права физических лиц, так как многие из счетов используются для получения заработной платы и других социальных выплат».

Спорную статью Налогового кодекса неоднократно комментировал Минфин.

«Указанной статьей не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налогов на счета физических лиц — индивидуальных предпринимателей (в том числе текущие счета), определенные пунктом 2 статьи 11 Кодекса, но открываемые не для осуществления предпринимательской деятельности», — говорилось в письме от 20 июля 2017 года. По просьбе банков министерство вернулось к этому вопросу в апреле 2019 года. В письме Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов от 8 апреля 2019 года указал, что в законе «не предусмотрено ограничение по приостановлению операций по текущим счетам, открываемым не для осуществления предпринимательской деятельности, физических лиц». Но что конкретно значат эти слова, юристы и банки понимают по-разному.

Например, в Ассоциации «Россия» восприняли письмо как указание на то, что нельзя блокировать счета физлиц, не привязанные к ИП. Так же интерпретирует указание партнер юридической фирмы Taxology, специалист по налогам Михаил Успенский.

Однако источник, близкий к министерству, говорит, что письмо Минфина свидетельствует об обратном — ограничений на приостановку операций по счетам физлиц в законе нет.

Адвокат Forward Legal Григорий Нистратов настаивает на правоте ФНС и уточняет, что ФНС арестовывает сумму задолженности на всех счетах предпринимателя лишь потому, что не знает, на каком именно счете у человека есть средства — это коммерческая тайна, которую банк не раскрывает.

«Если сумма денежных средств на одном счете налогоплательщика, по которому приостановлены операции, превышает сумму, необходимую для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об отмене приостановления операций по своим прочим счетам. Налоговый орган, обязан отменить приостановление операций по этим счетам после подтверждения банком информации о наличии денежных средств на счете в необходимом размере», — поясняет он.

Ответ ФНС

На письмо ассоциации ФНС ответила 6 августа после запроса редакции Forbes.

«Статьей 76 Кодекса не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа на счетах индивидуальных предпринимателей, в том числе текущих счетах, определенных пунктом 2 статьи 11 Кодекса, но открываемых не для осуществления предпринимательской деятельности», — говорится в разъяснении ФНС.

В пресс-службе ФНС Forbes сообщили, что банки должны исполнять решения налоговых органов по приостановке операций на счетах физлиц, не связанных с их предпринимательской деятельностью. По словам представителя ведомства, законодательством не предусмотрены отдельные «претензии» к счетам индивидуального предпринимателя.

«Задолженность в результате предпринимательской деятельности возникает не по счёту, а у самого физического лица, имеющего статус индивидуального предпринимателя. При наличии задолженности меры применяются ко всем счетам такого должника — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем», — указали в службе.

Также в ведомстве отметили, что приостановление операций по счетам производится только в пределах суммы задолженности по налогам. «Если взыскивается 3 000 рублей долга по налогам, то на счете приостанавливается только 3 000 рублей.

Все, что свыше этой суммы – в полном распоряжении налогоплательщика», — указывают в ФНС.

В этой связи использовать к таким действиям понятия «блокировка» и «заморозка» счета неверно, так как речь идет только о приостановке операций на сумму задолженности, считают в ведомстве.

В Налоговой службе указали и на то, что приостановление операций по счетам — последствие неисполнения закона самим должником. Подавляющее же число граждан-предпринимателей платят всё и вовремя — так приходят 95% платежей, остальные 5% становятся долгом и взыскиваются по закону.

«Задолженность возникает на основании деклараций, представленных самим индивидуальным предпринимателем.

И предприниматель знает, в каком размере у него долг и всегда может свериться с инспекцией», — напоминают в ведомстве, и добавляют, что гражданину достаточно погасить задолженность и приостановка будет снята.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/381305-fns-otvetila-na-vopros-bankov-o-poryadke-blokirovki-lichnyh-schetov

Погашение (взыскание) налогового долга налогоплательщика

Запрещено взыскание налога с какого счета

В связи с необходимостью приведения в соответствие с нормами Налогового кодекса положений других законодательных актов Украины и исключением из некоторых законов налоговых норм, а также упрощением порядка применения налогоплательщиками налогового законодательства Верховной Радой Украины принят  Закон № 2756, которым предусмотрено внесение изменений в 65 законодательных актов, среди которых важное место занимают положения, касающиеся вопросов погашения (взыскания) налогового долга.

В целях однозначного применения административными судами положений Закона № 2756, отдельных норм Налогового кодекса и некоторых положений Кодекса административного судопроизводства, связанных с процедурами погашения (взыскания) налогового долга и административного ареста имущества, Высший административный суд Украины (по тексту — ВАСУ) определил круг важнейших вопросов, требующих разъяснения, и письмами № 149/11/13-11, № 571/11/13-11, № 203/11/13-11 довел их до ведома судей местных и апелляционных административных судов и для руководства при осуществлении правосудия.

Исходя из того, что согласно нормам Налогового кодекса органы ГНС наделены правами и обязанностями, в частности, по обращению в суд при осуществлении мер по погашению (взысканию) налогового долга налогоплательщика и применению административного ареста имущества, то указанные информационные письма непосредственно направлены и на целевую аудиторию налоговых органов.

Прежде всего ВАСУ сосредоточил внимание административных судов на изменениях, произошедших в Кодексе административного судопроизводства, касающихся исключительного перечня представлений налоговых органов, подлежащих рассмотрению по процедуре особого производства.

Так, п. 9 раздела І Закона № 2756 Кодекс административного судопроизводства дополнен ст. 1833,  регулирующей особенности производства по делам по обращению органов ГНС при осуществлении ими предусмотренных законом полномочий на основании представления таких органов по:

  • приостановлению расходных операций налогоплательщика на его счетах;
  • подтверждению обоснованности административного ареста имущества налогоплательщика;
  • взысканию денежных средств по налоговому долгу.

Также административным судам предоставлено разъяснение, касающееся общих процессуальных принципов процедуры особого производства.

Прежде всего отмечено, что производство по делам, возбужденным по представлению налоговых органов, поданным на основании ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства, является отдельным видом судебного производства, отличным от общего (искового).

Согласно части седьмой ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства сторонами являются заявитель — орган ГНС, внесший представление, и ответчик — налогоплательщик, относительно которого такое представление внесено.

Такие стороны в процессе рассмотрения представления налогового органа пользуются всеми правами, которые имеют истец и ответчик согласно нормам этого Кодекса, за исключением тех, которые не могут быть реализованы по содержанию ст.

 1833 указанного Кодекса.

Вместе с тем ВАСУ, проанализировав порядок особого производства и сопоставив его с общими принципами производства по административным делам, сделал следующий вывод.

Статьей 1833 Кодекса административного судопроизводства установлен перечень особых требований, предъявляемых к представлению налогового органа, и особый перечень процессуальных действий суда, которые могут совершаться в процессе рассмотрения такого представления.

Вместе с тем в части, не урегулированной ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства, требования к представлению определяются общими нормами, в частности ст. 106 этого Кодекса. Так, п. 5 части первой ст.

 106 Кодекса административного судопроизводства предусматривается, что в исковом заявлении в случае необходимости указываются ходатайства о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств; о вызове свидетелей; заявление о возобновлении срока обращения в административный суд и т. п. Исходя из того, что ст.

 1833 Кодекса административного судопроизводства не определено иное, заявитель имеет право прилагать соответствующие ходатайства к своему представлению.

Кроме того, судам следует учитывать, что согласно части третьей ст.

 106 Кодекса административного судопроизводства субъект властных полномочий при подаче административного иска обязан приложить к исковому заявлению доказательство направления ответчику и третьим лицам копии искового заявления и приложенных к нему документов. Поскольку ст. 1833 этого Кодекса не установлено иное, указанное правило распространяется и на случаи обращения налогового органа с соответствующим представлением.

Также внимание административных судов обращено на недостатки представления, которые могут быть основанием для возврата такого представления заявителю. В частности, согласно части третьей ст.

 1833 Кодекса административного судопроизводства в случае несоблюдения требований части второй этой статьи, касающейся формы и содержания представления, суд уведомляет об этом заявителя и предоставляет ему срок, но не больше чем 24 часа, для устранения недостатков.

Невыполнение требований суда в установленный срок влечет за собой возврат заявителю представления и приложенных к нему документов.

При этом согласно п. 5 части второй ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства в представление налогового органа должен быть включен перечень документов и других прилагаемых материалов, то есть перечень документов, которые должны прилагаться к представлению, не является исчерпывающим.

Учитывая указанное, недостатком представления является также несоблюдение тех требований ст. 106 Кодекса административного судопроизводства, выполнение которых не противоречит особенностям, определенным ст. 1833 этого Кодекса.

Поэтому суд имеет основания для возврата заявителю представления также в том случае, если им не выполнены (с учетом предоставленного судом срока) требования относительно предоставления доказательств направления ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов.

Вместе с тем в информационных письмах речь идет о том, что обращение органа взыскания в суд в рамках административного производства (в частности, по сокращенной процедуре) не предусматривает уплаты судебного сбора.

В соответствии с частью третьей ст. 106 Кодекса административного судопроизводства к исковому заявлению прилагается также документ об уплате судебного сбора, кроме случаев, когда его не следует уплачивать.

Декрет о государственной пошлине не предусматривает размера ставки пошлины, взыскиваемой при обращении с представлениями согласно ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства, поэтому государственная пошлина при обращении налоговых органов с представлением на основании этой статьи не уплачивается.

ВАСУ предоставлено разъяснение об обязательности подтверждения факта возникновения обстоятельств, обусловивших обращение в суд, по отношению к временным рамкам. Согласно части второй ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства представление подается в суд первой инстанции в течение 24 часов с момента установления обстоятельств, предопределивших обращение в суд.

Таким образом, суды должны требовать у заявителя доказательств, подтверждающих факт и время возникновения обстоятельств, обусловивших обращение с представлением. Например, в соответствии с п. 91.4 ст.

 94 Налогового кодекса в случае, если налогоплательщик, имеющий налоговый долг, препятствует выполнению налоговым управляющим полномочий, определенных этим Кодексом, такой налоговый управляющий составляет акт о затруднении налогоплательщиком выполнения таких полномочий в порядке и по форме, устанавливаемых центральным органом ГНС.

♦ Информационная справка: Акт о препятствовании налогоплательщиком выполнению полномочий налоговым управляющим составляется по форме согласно приложению 1 к Порядку назначения и увольнения, а также функции и полномочия налогового управляющего, утвержденному приказом № 1035.

Также ВАСУ сделан вывод, касающийся сроков обращения в суд с представлением по процедуре сокращенного производства, возможностей возобновления таких сроков и последствий их несоблюдения.

Сроки обращения заявителя с представлением, предусмотренные частями второй и третьей ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства, являются разновидностями срока специального обращения в суд, предусмотренного частью третьей ст. 99 этого Кодекса.

Указанной нормой установлено, что этим Кодексом могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, нежели шестимесячный общий срок. При этом ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства не предусматривает специальных последствий истечения сроков обращения в суд, определенных этой нормой.

Поэтому несоблюдение заявителем сроков обращения в суд, определенных ст. 1833 этого Кодекса, влечет за собой применение предписаний ст. 100 указанного Кодекса. Следовательно, представление налогового органа, внесенное по истечении сроков, установленных ст.

 1833 Кодекса административного судопроизводства, остается без рассмотрения, если суд по заявлению лица, которое его внесло, не найдет оснований для возобновления срока, о чем принимается определение.

Отсутствие заявления о возобновлении пропущенного срока обращения с представлением, в свою очередь, должно расцениваться судом как недостаток представления, для устранения которого может быть предоставлен срок в пределах 24 часов, как определено частью третьей ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства.

Административным судам разъяснено, что нельзя одновременного рассматривать дела по разным процедурам производства (в порядке искового производства и по сокращенной процедуре) и разъединять требования, включенные в одно представление, которые подлежат рассмотрению в порядке разных видов производства, а также последствия поступления такого представления.

В соответствии с п. 1 части четвертой ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства суд определением отказывает в принятии представления в случае, если заявлено требование, не предусмотренное частью первой этой статьи.

Указанная норма применяется также в случае, если в представлении требование, предусмотренное частью первой ст. 1833 этого Кодекса, объединено с другими требованиями, которые могут рассматриваться исключительно в общем порядке искового производства.

Это объясняется тем, что Кодексом административного судопроизводства не предусмотрена возможность одновременного рассмотрения дела как в порядке искового, так и в порядке особого производства, установленного ст. 1833 этого Кодекса.

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/1278

Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика

Запрещено взыскание налога с какого счета

30.05.2016

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер воздействия на налогоплательщика.

В 2016 году оснований для использования такой меры, обеспечивающей исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, стало больше. Решениям о приостановлении операций по счетам посвящено интервью с экспертом.

В чем заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счету — это особый порядок совершения расходных операций по счету. Все расходные операции запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.

Может ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).  Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России от 20.03.2015 № ММВ-7-8/117. Согласно приказу информирование осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов». В интернет-сервисе содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени его размещения (по московскому времени) в интернет-сервисе. За открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (пункт 1 статьи 132 НК РФ). В данном случае для привлечения банка к ответственности достаточно только самого факта существования решения о приостановлении, наличие которого банк должен был проверить, обратившись к интернет-сервису ФНС.  Согласно статье 11 НК РФ счетом признается расчетный (текущий) и иной счет в банках, открытый на основании договора банковского счета.  Ответственность банка за открытие вклада, депозита организации, операции по счетам которой приостановлены, Налоговым кодексом  не установлена. 

При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по нескольким основаниям, которые, в свою очередь, возможно объединить в три группы. 

К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности. Ко второй группе — решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов. К третьей группе — решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей электронный документооборот с налоговым органом.

Что относится к первой группе решений о приостановлении?

К первой группе относится решение о приостановлении операций, принимаемое в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога. Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций может направляться к разным счетам налогоплательщика. В данную группу оснований также входит решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).  Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены. Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.  После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счету применительно к положениям статьи 76 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 № 10765/12). Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга. Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика в банке были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило свое действие, то это не влечет отмены или неисполнения обеспечительных мер инспекции, принятых по другому основанию. Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

Какие основания приостановления операций условно можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации. Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет 3 года и 10 рабочих дней со дня установленного Налоговым кодексом  срока представления декларации. Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определенный документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.  За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода приостановление операций применяться не должно, так как указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьей 80 НК РФ.

Правомерно ли приостановление операций по счетам налогового агента при непредставлении им отчетности?

Статья 80 НК РФ разграничивает отчетность налогоплательщика и налогового агента. При этом в главах части второй НК РФ форма отчетности налогового агента может именоваться по-разному:  расчет,  декларация, сведения и т.д. Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов. Действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры применено быть не может (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Приостановление операций по счетам по такому основанию как непредставление декларации помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с Налоговым кодексом  представлять налоговые декларации. Например, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

Непредставление каких еще документов повлечет приостановление операций?

Источник: https://taxcom.ru/about/news/razgulin_may16/

Налоговый кодекс (Первая часть)

Запрещено взыскание налога с какого счета

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального…

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

2.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты.

При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора.

При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

6.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком инкассового поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога указанное поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

7.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.

>

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Твиты от @ozpp_ru

Источник: http://ozpp.ru/zknd/nlg1/nlg1_687.html

Списать нельзя обжаловать

Запрещено взыскание налога с какого счета

Также он отмечает, что проблемы возникают у пенсионеров как у самой социально незащищенной категории граждан. Последний громкий случай произошел этой осенью в Забайкалье. Там приставы сняли всю пенсию с карточки пенсионера в счет уплаты долга по ЖКХ. В начале декабря прокуратура признала действия приставов незаконными.

Что касается мошенничеств, то в общем объеме конфликтов, связанных с неправомерным взысканием со стороны ФССП, они занимают небольшую часть, но все-таки встречаются, отмечает финансовый омбудсмен Павел Медведев.

РБК разбирался, на какие доходы должника и в каком объеме может быть обращено взыскание, и что делать, если приставы списывают деньги в счет долга, которого не существует.

Изъять у должника имущество, в том числе деньги, судебные приставы могут только по решению суда.

Партнер юридической компании Vinder Law Office Екатерина Булдакова поясняет, что исполнительный лист, выданный судом, поступает в отделение Федеральной службы судебных приставов, где возбуждается исполнительное производство.

Далее пристав направляет инкассовые поручения банкам, в которых должник имеет счета. Инкассовое поручение подразумевает списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке, то есть отказать приставам банк не имеет права.

Чтобы определить, в какой организации есть счет, пристав рассылает запросы в банки о наличии у должника счета (эта процедура прописана в законе «Об исполнительном производстве»).

При этом законом установлен перечень неприкосновенных доходов, забирать которые у гражданина нельзя.

В частности, взыскание не может быть обращено на социальные выплаты, связанные с причинением вреда здоровью, алименты, материнский капитал, пособия на детей, компенсации, связанные с обеспечением ухода за нетрудоспособными, пенсии по потере кормильца.

«В данном случае применяется правило взыскания за счет любых доходов, в том числе пенсии по старости, кроме тех, в отношении которых действуют ограничения или запреты», — поясняет Василий Малинин.

Но Павел Медведев отмечает, что эти принципы иногда нарушаются. «Задача приставов заключается в том, чтобы списать средства, а что это за доходы, они не уполномочены разбираться. Строго говоря, приставы не знают, какие именно деньги есть у гражданина. Я сталкивался с ситуациями, когда долги по кредитам у матерей-одиночек списывали с пособий на ребенка», — говорит омбудсмен.

По его словам, определить, из каких выплат гражданина можно вычитать долги, должен суд, который выписывает предписание, но часто эта обязанность игнорируется.

Екатерина Булдакова соглашается, что разбираться с категориями доходов должника никто не хочет, особенно если и зарплата, и социальные выплаты начисляются на один счет. «Пристав, не разбираясь, выставляет требование банку.

Банк тоже не разбирается и просто механически списывает соответствующую сумму со счета», — отметила она.

Решить проблему, возможно, смогут поправки в Гражданский кодекс и закон об исполнительном производстве, которые в начале ноября депутаты одобрили в первом чтении.

Предполагается, что все социальные выплаты гражданин будет получать на специальный счет, на который не может быть обращено взыскание.

Если банк получит поручение от ФССП, он должен будет отказать приставам в доступе к такому счету.

Но пока в подобных ситуациях должнику приходится доказывать неправомерность взысканий на защищенные выплаты.

Для этого он должен собрать документы, которые определяют источник этих доходов (предоставить справки или постановления, говорящие о том, что это именно те деньги, которые защищены от взыскания).

Например, если речь идет об алиментах, то предоставить решение суда о назначении алиментов, свидетельство второго родителя, выписку из банка, которая доказывает, что именно он перечислял эти деньги.

С этими документами должнику надо обратиться с жалобой на незаконные действия и с требованием вернуть удержанные деньги в районный отдел судебных приставов.

Но Павел Медведев говорит, что в большинстве случаев договориться с приставами не удается и приходится обращаться в суд.

«Если ответа от приставов нет, надо подать жалобу главному судебному приставу или заявление в суд», — подтверждает руководитель уголовной практики BMS Law Firm Тимур Хутов.

Адвокаты предупреждают, что важно не пропустить срок обжалования постановления о взыскании.

«Сделать это можно в течение десяти дней с момента вынесения постановления или с момента, когда человек был уведомлен о вынесении постановления», — поясняет юрист.

Если, например, постановление было вынесено первого числа, а уведомление получено только двадцатого числа, то десятидневный срок будет отсчитываться с последней даты.

Если срок обжалования истек, жалобу не примут. Исключение составляют ситуации, когда человек не смог подать жалобу по объективным причинам, например был в больнице или находился в другой стране.

Виктор Климов предупреждает, что если в рамках одного дела удалось доказать неприкосновенность денег, то при взыскании по другому долгу должнику вновь придется доказывать социальный характер таких выплат.

Из зарплаты, пенсии по старости или других доходов пристав по всем исполнительным листам может удержать до 50% (согласно закону «Об исполнительном производстве»). Причем размер удержания исчисляется из суммы, оставшейся после уплаты налогов.

При взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, а также при возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержания из заработной платы или иных доходов должника не может превышать 70%.

Сам должник может попытаться уменьшить сумму регулярных выплат. «Для этого следует обратиться с заявлением о снижении размера удержаний в службу судебных приставов-исполнителей либо в суд, вынесший решение, с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда», — говорит юрист Василий Малинин.

Свою просьбу должник может обосновать тем, что сумма, оставшаяся после взыскания на его счете, слишком мала, что нарушает принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования гражданина и членов его семьи.

Это может выражаться в нехватке средств на необходимый минимум: питание, оплату ЖКХ, лекарства и даже на заправку машины, если она является источником заработка.

Адвокаты советуют в качестве доказательств предоставлять любые сведения, будь то чеки из магазина, квитанции за оплату коммунальных услуг, справки о доходе семьи и лицах, находящихся на иждивении.

Списание социальных денег — не единственная проблема, с которой сталкиваются должники.

На практике, говорят юристы, встречаются ситуации, когда средства продолжают списываться после завершения исполнительного производства.

На форумах, посвященных защите потребителей финансовых услуг, можно встретить жалобы от людей, с которых хотят взыскать долг по уже закрытому кредиту или погашенной задолженности по ЖКХ и алиментам.

Как и в первом случае, для начала должнику нужно обратиться в районный отдел судебных приставов. Как отмечает Василий Малинин, если речь идет об уже погашенном долге, гражданину необходимо представить доказательства полной уплаты долга (квитанции, расписки об оплате). Если в возвращении денег будет отказано, придется обращаться в суд.

Обычно, по словам юриста Московской городской коллегии адвокатов Григория Колесникова​, срок подобного разбирательства не превышает шесть месяцев.

Екатерина Булдакова рассказывает, что нередко возникают проблемы у людей, которые имеют несколько счетов в разных банках. «Приставы направляют требования в несколько банков, и все банки их исполняют.

Поэтому фактически у человека изымают в несколько раз больше, чем сумма, которая с него причитается по решению суда», — говорит адвокат. Например, человек должен 50 тыс. руб. в счет уплаты коммунального долга. У него счета в трех банках, на каждом из которых по 100 тыс. руб.

В итоге приставы направляют в каждый банк требование — списать 50% дохода — получается, что списанная сумма в три раза превышает долг.

По словам Булдаковой, в таком случае приставы сами обязаны вернуть излишне списанные средства автоматически (весь невостребованный остаток хранится на счете подразделения ФССП), но из-за бюрократических проволочек этого чаще всего не происходит. Тогда человеку следует обратиться к приставам с заявлением о возврате излишне списанных средств, приложив к нему банковские выписки. Займет такое разбирательство до полугода.

Сложнее доказать незаконность взыскания, когда речь идет о мошеннических действиях, ​например, на имя гражданина без его ведома взяли кредит, а потом по нему скопился долг, говорит Павел Медведев.

Сначала мнимому должнику придется доказать незаконность сделки, на основании которой возникло долговое обязательство.

«Подобные дела стоят больших физических и моральных затрат и могут длиться несколько лет», — говорит Медведев.

Если суд признает несостоятельность сделки, то с его постановлением уже нужно обращаться к судебным приставам.

«Если в адрес взыскателя приставы уже что-то взяли, то человек может требовать возвращения этих денег с той организации, на счет которой происходили выплаты (банк, предприятие ЖКХ и т.д.)», — поясняет Григорий Колесников.

Более того, теоретически гражданин может поставить вопрос о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно Гражданскому кодексу, основанием для начисления процентов является в том числе неправомерное удержание денежных средств и неосновательное получение или сбережение денежных средств за счет другого лица. Размер процентов равняется ключевой ставке ЦБ (сейчас составляет 8,25% годовых). Но, по словам Павла Медведева, на практике добиться этого сложно.

Адвокаты предупреждают: обжалование действий не приостанавливает исполнительного производства. То есть пока должник будет разбираться в правомерности взысканий, с его счета продолжат списывать деньги. Поэтому потребуется подать отдельное заявление о приостановлении взыскания либо судебным приставам, либо в суд.

Александра Посыпкина

Источник: https://www.rbc.ru/money/14/12/2017/5a2fda589a79477c73f756f7

Адвокат Аврелин
Добавить комментарий