Реквизиция земельного участка это

Статья 51. Реквизиция земельного участка

Реквизиция земельного участка это

1.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

1. Отношения по поводу реквизиции имущества в целом урегулированы ГК. Согласно ст. 242 ГК РФ реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой ему стоимости имущества. Это, собственно, и составляет содержание реквизиции.

В соответствии с ГК реквизиция осуществляется возмездно — собственнику возмещается стоимость имущества, право на которое прекращается. Оценка реквизируемого имущества производится органом, осуществляющим реквизицию, на основании законодательства об оценочной деятельности.

Если же собственник не согласен с проведенной оценкой, он может оспорить ее в суде.

Гражданский кодекс РФ также определяет, что лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

2. Право собственности на земельный участок может быть прекращено и на основании его изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд. Однако основания и порядок прекращения права собственности (как и то, что при выкупе для государственных и муниципальных нужд право собственности действительно прекращается) отличают этот институт от реквизиции земельных участков.

3. Следует обратить внимание на то, что ЗК, следуя основаниям осуществления реквизиции, определенным ГК, вносит в ее правовое содержание новые элементы, которые действуют только для земельных участков.

Так, устанавливается, что земельный участок может быть изъят уполномоченными исполнительными органами государственной власти у его собственника временно в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Есть и другое отличие: поскольку реквизиция представлена ЗК как временное изъятие, собственнику возмещается не стоимость участка, а убытки и выдается документ о реквизиции. Предполагается, что земельный участок будет возвращен собственнику после прекращения оснований реквизиции.

И только в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка.

При этом устанавливается, что оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

4. Существенные отличия категории реквизиции ЗК и категории реквизиции ГК дают основание сделать вывод о том, что ЗК урегулировал в этом случае одноименный, но иной круг отношений.

Во-первых, при реквизиции земельного участка речь идет скорее не о прекращении права собственности (что можно безоговорочно сказать о реквизиции по ГК), а об особом виде временного изъятия участка. Право собственности может быть прекращено только при невозможности возврата участка.

Это подтверждается и тем, что только в этом случае выплачивается стоимость земельного имущества, т.е. производится его выкуп.

Во-вторых, реквизиция предусматривается ЗК для изъятия земельных участков не только у собственников, но и у пользователей, в том числе арендаторов и лиц, обладающих правом пожизненного наследуемого владения. Гражданский кодекс предусматривает реквизицию только имущества, находящегося в собственности.

5 — 6. Земельным законодательством установлена в какой-то степени сходная с реквизицией земельного участка процедура временного занятия земельного участка. Временное занятие происходит по тем же основаниям, что и реквизиция, но не требует изъятия земли.

В принципе это должно означать, что собственник участка вправе (по возможности) им владеть и пользоваться, что естественным образом влияет и на размер возмещаемых убытков.

Действия по временному занятию участка влекут за собой, как это утверждено ЗК, временное ограничение прав на земельный участок.

Земельным кодексом не определено, имеет ли собственник право на отчуждение права собственности при реквизиции участка или его временном занятии. Нормативного запрета о заключении сделок подобного рода нет. Поэтому, как представляется, собственник может передать право собственности другому лицу вместе со всеми установленными обременениями участка.

Источник: http://stzkrf.ru/51

Реквизиция земельного участка

Реквизиция земельного участка это

Реквизиция также представляет собой изъятие имущества у правообладателей в целях обеспечения государственных и публичных интересов, но осуществляется в особых условиях. Общие положения о реквизиции установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст.

242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

В ЗК РФ установлены особенности реквизиции земельных участков, которые заключаются прежде всего во временном характере изъятия земельных участков.

Статья 51 ЗК РФ устанавливает, что в случаях чрезвычайных обстоятельств – стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных подобных обстоятельствах, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз уполномоченными исполнительными органами государственной власти земельный участок может быть временно изъят у его собственника.

Реквизиция может осуществляться с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков в связи с невозможностью использования земельного участка и выдачей ему специального документа о реквизиции. Такой документ является основанием восстановления права на земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств.

Порядок возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков законом специально не определен, поэтому следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.

Пункт 4 ст. 51 ЗК РФ устанавливает, что если реквизированный земельный участок после прекращения действия обстоятельств, в связи с которыми была осуществлена реквизиция, не возвращается собственнику, собственник данного земельного участка вправе требовать его возврата в судебном порядке.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка при прекращении действия чрезвычайных обстоятельств собственник вправе по своему усмотрению потребовать возмещения рыночной стоимости реквизированного участка или предоставления равноценного земельного участка. Одновременно собственник вправе требовать возмещения иного причиненного реквизицией реального ущерба, а также упущенной выгоды. В случае несогласия собственника с компенсацией он может оспорить оценку земельного участка и причиненные убытки в судебном порядке.

Реквизиция земельных участков является и основанием прекращения и иных прав на землю: права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, что предусматривают ст. 45–47 ЗК РФ. В этих случаях при реквизиции земельных участков их правообладателям возмещаются убытки, понесенные ими вследствие реквизиции.

Прекращение прав на земельные участки за ненадлежащее использование

Земельное правонарушение в установленных законом случаях может являться основанием прекращения права собственности и иных прав на земельный участок у его правообладателя и его изъятия как санкции за допущенное правонарушение. Основания и порядок такого изъятия регулируются рядом статей гл.

VII ЗК РФ, ст. 284–287 ГК РФ. В порядке изъятия как санкции за допущенное земельное правонарушение возможно прекращение права собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования земельным участком, ограниченного пользования чужим земельным участком.

Земельное и гражданское законодательство допускают возможность прекращения права на земельный участок за допущенное правонарушение:

  • добровольно, т.е. с согласия правообладателя на прекращение права;
  • – в порядке принудительного прекращения права, т.е. но решению суда либо по требованию арендодателя (для права аренды).

Действия либо бездействие, которые служат основанием для вынесения решения об изъятии в этих случаях, указаны в ст. 45-48 ЗК РФ, ст. 284-287 ГК РФ.

Право аренды прекращается ввиду совершения нарушений земельного законодательства, перечисленных в ст. 45 и 46 ЗК РФ:

  • 1) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • 2) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • 3) неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  • 4) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Эти же нарушения, а также нарушение установленного соответствующими нормами ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивного загрязнению, систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, и систематическая неуплата земельного налога являются основаниями прекращения всех иных видов права пользования земельным участком (ст. 47 ЗК РФ).

Виды нарушений земельного законодательства, служащих основаниями прекращения нрава собственности и изъятия земельного участка у собственника, указаны в ст. 284–285 ГК РФ, хотя, по существу, они аналогичны основаниям прекращения иных прав на земельный участок. Они включают случаи:

  • – когда земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом;
  • – если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Прекращение права на земельный участок и его изъятие производится в порядке, установленном ст. 54 ЗК РФ.

Этот порядок включает следующее:

  • • наложение государственным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного контроля на лицо, допустившее нарушение земельного законодательства, административного взыскания в виде штрафа;
  • • одновременное вынесение этим органом предупреждения о допущенном правонарушении с уведомлением об этом органа, предоставившего земельный участок.

Такое предупреждение должно содержать указание на допущенное правонарушение, срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения, разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения права на земельный участок, иные необходимые условия;

  • • в случае неустранения указанных в предупреждении правонарушений в установленный срок орган государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении нрава на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в орган государственной власти или местного самоуправления, предоставивший земельный участок;
  • • орган государственной власти или местного самоуправления направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок;
  • • по истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок орган государственной власти или местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права с приложением акта (решения) о прекращении права в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вышеуказанные действия осуществляются органами государственного земельного контроля[1]. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.

2006 № 689 «О государственном земельном контроле», государственный земельный контроль осуществляют Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор и их территориальные органы в предусмотренных положениями об этих органах сферах полномочий.

Следует обратить внимание, что прекращение предусмотренных ЗК РФ прав за правонарушение допускается при установлении факта совершения административного правонарушения.

Поэтому органы государственного земельного контроля при квалификации деяния как правонарушения применяют наряду с ЗК РФ также КоАП РФ, который предусматривает не только составы административных правонарушений, но и размеры штрафов.

Хотя ст. 284 и 285 ГК РФ допускают прекращение права собственности и изъятие земельного участка у собственника за указанные нарушения требований земельного законодательства, особый порядок прекращения этого права не установлен. Поэтому вопрос практического применения ст.

54 3К РФ относительно порядка прекращения иных, кроме права собственности, прав применительно к порядку прекращения права собственности остается открытым, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Основания и порядок принудительного прекращения права собственности на земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий установлены ст. 6 Закона об обороте земель.

Прекращение права на земельный участок не освобождает лицо, виновное в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования за совершенное нарушение земельного законодательства осуществляется по решению органа, предоставившего земельный участок на этом праве. Право аренды может быть прекращено по инициативе арендодателя, а право ограниченного пользования на основании частного сервитута – собственником земельного участка, обремененного сервитутом.

Конфискация земельного участка

Статья 50 ЗК РФ предусматривает возможность конфискации земельного участка путем его безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Обратим внимание, что ст. 243 ГК РФ предусматривает возможность применения конфискации имущества как санкции и за иные правонарушения и в административном порядке, но ЗК РФ сужает применение этой статьи в отношении земельных участков, однозначно говоря только об уголовных преступлениях. Соответственно конфискация земельного участка может быть произведена только по решению суда.

Источник: https://studme.org/71635/pravo/rekvizitsiya_zemelnogo_uchastka

Различие между реквизицией и изъятием для государственных или муниципальных нужд

В настоящее время установлено несколько способов изъятия участка. Они включают конфискацию, реквизицию и изъятие для нужд государства.

Реквизиция осуществляется на временной основе. Это ее отличает от конфискации. Изъятие имущества при конфискации проходит навсегда. Конфискация проводится в случае совершения лицом виновных действий.

Конфискация, исходя из этого, является карательной мерой. В случае реквизиции, не носящей карательного характера конфискации, государственным органом составляется соответствующий акт.

Административное решение органов власти и управления по реквизиции не подлежит обжалованию. А стоимость, по которой может быть изъята земля, может быть оспорена в судебном порядке. Ст. 51 ЗК РФ устанавливает, что могут быть изъяты дачные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования.

Если участок земли в дальнейшем можно вернуть владельцу, государственные органы делают это. Если земельный участок не подлежит возврату, земля выкупается по рыночной стоимости. И цену, которую предлагают государственные органы за имущество собственника, он вправе оспорить.

На первый взгляд реквизиция имеет много схожего с изъятием земель для нужд государства или муниципалитета. Изъятие для нужд государства также производится во имя интересов общества и государства, с выкупом имущества по его рыночной стоимости.

Также по изъятию выносится административное решение, акт носит принудительный характер. Но в названных процедурах есть свои отличия: реквизиция может происходить в силу наступления чрезвычайных обстоятельств.

Это временная мера, она не может быть запланированной.

Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд происходит в плановом порядке, этот процесс является окончательным.

Не менее чем за 12 месяцев принимается плановое решение в отношении конкретного участка.

Возврат реквизированного участка его собственнику

Существует два варианта развития событий после реквизиции земли:

  • земля возвращается собственнику с возмещением ущерба, который он понес из-за временного ограничения его в правах собственности;
  • земельный участок не возвращается собственнику из-за невозможности этого процесса. В этом случае владельцу компенсируется рыночная стоимость участка либо может быть предоставлена другая земля, являющая равноценной той, которая была изъята. Владелец земли, при прекращении оснований, по которым была изъята земля, может требовать ее возврата в порядке судебного делопроизводства.

Требование возврата реквизированного участка в судебном порядке

Право на обращения в суд владельцу участка, изъятого на основании реквизиции, предоставляет ст. 51, п. 4 ЗК РФ. В случае прекращения ситуации, при возникновении которой произошло изъятие участка земли, ее собственник может потребовать возврата имущества в суде. Иск от его имени составляется по указанным в законе правилам.

По правилам статьи 23, п. 1 ГК РФ, если цена иска не превышает 50000, то спорное правоотношение рассматривает мировой судья. Но цена иска, предметом которого выступают земельный участок, как правило, выше, поэтому истцу следует отнести заявление в суд районного уровня.

Как определить в иске цену истребуемого имущества? Она назначается по стоимости имущества.

Оценка реквизированного участка для компенсации его стоимости

Выкупная цена участка состоит из нескольких элементов:

  • рыночной цены участка земли;
  • рыночной цены зданий или сооружения, расположенных на участке;
  • убытков, которые были нанесены владельцу из-за изъятия участка.

Выкупная цена может назначаться участку земли по соглашению между сторонами.

Возмещение убытков, причиненных в связи с реквизицией земельного участка или временным ограничением прав собственника земельного участка

В выкупную цену включаются убытки, причиненные владельцу земельного участка. Порядок возмещения убытков происходит на основании Постановления Правительства РФ №262 от 2003 г., которым утверждены специальные правила возмещения убытков по рассматриваемому основанию, включая и иные ситуации.

При определении убытков определяются характеристики земельных участков, а также находящиеся на них объекты недвижимого имущества. Кроме того, собираются и обрабатываются правоустанавливающие документы на земельный участок, данные кадастра, иная информация.

Анализируется рынок, к которому причисляются земельные участки, объекты недвижимости, история, аналоги земельных участков. Расчеты размера убытков исчисляются, исходя из качественных и количественных характеристик недвижимости, земли. Итоговая величина убытков выражается в национальной валюте, т.е. в рублях.

Иное определение итоговой величины убытков может быть установлено в договоре, который заключается между сторонами на оказание услуг по расчету убытков.

Полученный расчет необходимо оформить в письменном виде. Документ называется «Заключение о размере убытков».

Оно содержит в себе итоговую сумму, с указанием даты, когда был определен размер убытков. В заключение о размере убытков включаются следующие данные:

  • информация об основаниях возмещения;
  • информация о регистрации прав на участок, если она является обязательной;
  • сведения об обременениях;
  • определение правомочий собственника на участок;
  • описание участка (вид использования, назначение, права третьих лиц);
  • основания возникновения правомочий собственника и т.д.

Как рассчитать величину убытков? Этот показатель складывается из двух составляющих:

  • размера реального ущерба, который был причинен (включается в выкупную цену);
  • размера упущенной выгоды.

Реальный ущерб включает в себя:

  • утрату имущества, его повреждение;
  • фактически понесенные гражданином на момент предъявления иска или изъятия;
  • дальнейшие расходы лица на восстановление нарушенного права.

Упущенная выгода является немаловажным видом убытков. Под ней понимается доход, который не был получен собственником, но в случае, если изъятия участка не произошло, владелец стал бы его обладателем, исходя из обычных условий гражданского оборота.

Как показывает практика судов, рассматривающих аналогичные дела, при удовлетворении исков, связанных с взысканием упущенной выгоды, нужно определить достоверность прибыли, которую истец предполагал получить при обычных условиях гражданского оборота.

Размер упущенной выгоды нужно определять разумными затратами, которые были понесены кредитором в случае надлежащего исполнения обязательств. Доказать убытки в виде упущенной выгоды очень сложно.

Несмотря на то, что основополагающие начала этого процесса определены в ГК РФ, в частности, в ст. 15, законодатель явно поскупился на эти принципы, так как для практической жизни их недостаточно.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям, к ст. 15 ГК РФ можно добавить ст. 393 п. 4 ГК РФ, в соответствии с которой при определении размера упущенной выгоды должны учитываться предпринятые собственником земли меры и сделанные приготовления с целью ее получения.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/rekviziciya-zemelnogo-uchastka.html

Реквизиция земельного участка в 2019 году, способ изъятия имущества у собственника, основания и порядок реквизиции земель | Земельный эксперт

Реквизиция земельного участка это

В земельном кодексе РФ описано несколько случаев прекращения и ограничения права собственности на земельные участки. В соответствии со ст. 44 ЗК РФ, существуют следующие основания для этого:

Последний способ изъятия имущества у собственника, в свою очередь, представлен: конфискацией, изъятием с последующим выкупом и реквизицией. Трактовка последнего понятия дается в земельном кодексе.

Реквизиция земельного участка это процедура отчуждения государством земельного участка у его владельца с последующей выплатой его стоимости. От конфискации данный вид изъятия отличается следующими характеристиками:

  1. процедура носит временный и возмездный характер;
  2. применяется только по причине острой необходимости, а не в качестве карательной меры.

Суть реквизиции заключается в принудительном отчуждении земельного участка у владельца, но осуществляется такое отчуждение на определенное время (по общему правилу) и по причине обстоятельств чрезвычайного характера.

Основания для реквизиции земельного участка

Подробное описание данной меры дается в ст. 51 ЗК РФ. Как правило, реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемий, или при других чрезвычайных обстоятельствах, к примеру, при потопе, пожаре, загрязнении. Реквизиция земельного участка производится при наличии следующих оснований:

  • официальные заявления правительства о возникновении чрезвычайных ситуаций в конкретном регионе государства;
  • изъятие земли по решению о реквизиции.

Процедура проводится с целью защитить людей, общество и само государство от возможных угроз, которые несут в себе случившиеся бедствия. Понесенные расходы человеку возмещаются государством.

Порядок реквизиции земельного участка

Данная процедура осуществляется в установленном законом порядке. Этапы реквизиции могут быть следующими:

  1. После наступления обстоятельств, за которыми может последовать реквизиция, гражданин получает письменное уведомление о необходимости проведения данной процедуры.
  2. Собственник покидает участок, если он на нем проживал и обращается в то ведомство, которое изъяло участок.
  3. Исполнительный орган выдает гражданину документ о реквизиции участка и компенсирует понесенные убытки.
  4. Если появляется возможность возвратить территорию, то владелец получает ее назад по предъявлении ранее выданной справки.
  5. В том случае, если площадь возвращена быть не может, гражданину предоставляется право выбора между аналогичным участком в другой местности или денежной компенсацией.
  6. После достижения консенсуса в Росреестре оформляется прекращение прав собственника на землю.
  7. В случае, если государство предоставило бывшему собственнику новый участок земли, право собственности на такой участок также оформляется в Росреестре.

Сроки, в течение которых происходит оформление документов, не регламентированы, поскольку зависят от того, насколько серьезными были последствия чрезвычайных обстоятельств и может ли участок быть возвращен хозяину.

Последствия реквизиции земельного участка

После изъятия участка, собственник временно теряет право распоряжаться своим имуществом. Срок устанавливается в зависимости от того, насколько негативно было воздействие окружающей среды на участок.

Вполне возможно, что земля так и не будет возвращена.

Кроме того, гражданин не может выставлять свою землю в качестве объекта правовых сделок – купли-продажи, мены, дарения. Изъятые территории полностью переходят в распоряжение органа власти, и гражданин уже не может распоряжаться площадью по своему усмотрению, возводить на ней строения, проживать.

Судебная практика показывает, что очень много разбирательств возникает на основании разногласий относительно размера выкупной стоимости земли. Владелец подает на администрацию заявление с требованием выплатить реальную стоимость участка.

Размер компенсации определяется исходя из нескольких параметров:

  • кадастровой и инвентаризационной стоимости земельного участка;
  • наличия инфраструктуры;
  • расположения площади;
  • качественные показатели – состояние, плодородность почвы.

Для определения окончательной компенсации стороны заключают соглашение, где указывается размер выплаты и отсутствие претензий друг к другу в будущем.

Возврат земельного участка

Фактически процедура реквизиции подтверждается специальной бумагой, которую оформляет исполнительный орган власти на основании принятого решения.

Данный документ будет необходим собственнику в двух ситуациях:

  • в процессе оспаривания размера компенсации в судебном порядке;
  • при требовании возврата реквизированного надела.

Земельное законодательство предусмотрело ситуацию, при которой вернуть земельный массив будет невозможно. В этом случае бывшему собственнику земли выплачивается компенсация. Также гражданин имеет право вместо компенсации получить аналогичный надел. Наряду с возмещением стоимости самой площади, гражданин может требовать возмещение морального вреда и упущенной выгоды.

После того, как причины реквизиции отпали, земельный надел возвращается его владельцу. Равноценная площадь может быть предоставлена собственнику начальной территории только в том случае, когда возвращение земельного массива по ряду причин считается невозможным.

Если гражданин не желает получать новый участок, он имеет право на возмещение стоимости участка по рыночной цене.

Пример по реквизиции земельного участка

Татьяна Перова имела в собственности земельный массив, однако, рядом с территорией прорвало дамбу и все площади были затоплены. В местной администрации женщина получила справку о реквизиции площади, однако, понесенный ущерб возмещен не был (на площади были посажены овощи, а затопление произошло перед сбором урожая).

Вода скрывала площадь порядка трех дней, после чего ушла. В результате потопа весь урожай был загублен, а сам участок стал полностью непригодным для разведения огорода, поскольку весь плодородный слой смыло водой.

После снижения уровня воды администрация вернула площади обратно, однако, компенсировать расходы, которые потребуются для восстановления плодородной поверхности земель отказалась, сославшись на заключение экспертов в обратном, что земли находятся в нормальном состоянии и не нуждаются в восстановлении.

Собственники площадей написали коллективное исковое заявление и обратились в судебные органы для возмещения морального и материального ущерба. Доводы граждан суд счёл основательными и одобрил в решении их право на компенсацию расходов.

На основании судебного решения каждому собственнику и Татьяне, в том числе, были выплаченные затребованные средства, на которые граждане смогли восстановить свои участки.

Заключение

Можно сформулировать несколько выводов:

  1. В РФ предусмотрен порядок принудительного изъятия земельных участков — реквизиция.
  2. Данный способ используется для обеспечения безопасности граждан и всей страны и представляет собой отчуждение земель на время возникновения чрезвычайных условий, стихийных бедствий, эпидемий.
  3. Обычно реквизиция носит временный характер, но бывают ситуации, когда вернуть землю в первоначальном состоянии не представляется возможным.
  4. В случае невозможности возврата участка собственник получает право на компенсацию нанесенного ущерба или напредоставление равноценного земельного массива.
  5. Размер компенсации определяется исходя из начальных характеристик земельного участка, расположения, состояния, наличия инфраструктуры, построек на территории.
  6. Если гражданин не согласен с предложенными вариантами или размером компенсации, он имеет полное право на обращение в суд.

Список законов

  • Статья 44 ЗК РФ
  • Статья 51 ЗК РФ

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по реквизиции земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Наталья Владимировна. Совсем недавно у нас в регионе возникла эпидемия. Группа сельских поселений была закрыта на карантин. Дошла очередь и до нашей деревни. Земельный участок, который находился под нашим домом, реквизировали, в чем выдали подтверждающий документ.

По словам представителя администрации, данная мера является временной, однако, посещать территорию запрещается. Если все так плохо обстоит, я с семьей жить назад не поеду, однако, сколько времени нам еще ютиться у родственников? Имею ли я право на получение другого участка, потому что предполагаемая компенсация за дом и землю просто смешна!

Ответ: Уважаемая Наталья. В вашей ситуации следует ссылаться на п. 4. Ст. 51 ЗК РФ, который гласит, что если государство по прекращении действия обстоятельств для реквизиции не возвратило вам землю или не компенсировало ее рыночную стоимость, вы можете потребовать этого в судебном порядке.

Иными словами, получить свою землю вы можете только в том случае, если основания для реквизиции исчезнут, и там будет безопасно. В противном случае предоставляется денежная компенсация или аналогичный надел по вашему выбору.

Данные действия будут произведены только после того, как будет понятно, пригоден ли земельный массив для проживания и работы на нем. До этого, руководство региона обязано компенсировать вам все понесенные убытки и предоставить справку о реквизиции участка.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/rekviziciya-zemelnogo-uchastka/

Реквизиция земельного участка. принудительная утрата права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Реквизиция земельного участка это

дискуссионная

РЕКВИЗИЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Принудительная утрата права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Общие основания прекращения права собственности в РФ закреплены в нормах гражданского законодательства, а именно, в ст. 235 ГК РФ, в которой устанавливаются правила и требования, применяемые к любому виду имущества, включая и земельные участки.

Конструкция правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что в гражданском обороте существуют две группы оснований прекращения права собственности: добровольное прекращение и утрата права собственности по объективным причинам. Диспозиция анализируемой статьи закрепляет случаи принудительного прекращения права собственности (п. 2 ст.

235 ГК РФ), среди которых одним из оснований прекращения права является реквизиция.

Анализируя вопросы, связанные с основанием и порядком прекращения права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, необходимо помнить, что регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с особенностями, устанавливаемыми специальными нормативными актами.

В соответствии с волей законодателя, закрепленной в рамках Земельного кодекса, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 44 ЗК РФ).

Анализ данной статьи и гражданского законодательства позволяет сделать выводы следующего содержания.

Во-первых, сравнительный анализ позволяет констатировать соответствие правового смысла ст. 44 ЗК РФ Гражданскому кодексу с учетом особенностей земельных участков как имущества. В частности, земельное законодательство не предусматривает таких оснований прекращения права собственности, как гибель или уничтожение земельного участка, поскольку данная ситуация невозможна.

Во-вторых, п. 1 ст. 235 ГК РФ закрепляет возможность утраты права собственности в иных случаях, предусмотренных законом, т.е. не является исчерпывающим и подлежит расширению. Этого мы не можем сказать о нормах земельного законодательства, в которых закрепляется исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки.

В земельном законодательстве, как и в гражданском, основания прекращения права также можно подразделить на две группы: добровольное и принуди-

тельное. При этом реквизиция в Земельном кодексе осуществляется на основании ст. 51 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Это положение дополняется нормами земельного законодательства, в которых закреплено, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Упущением в конструкциях как Гражданского, так и Земельного, кодексов является отсутствие таких понятий, как стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т.д.

Для их раскрытия и анализа правоприменителю необходимо обращаться к иным нормативным актам.

В связи с этим было бы своевременным дополнить и Гражданский и Земельный кодексы нормами, дающими определение понятий, включаемых в правовую конструкцию реквизиции.

Обратим внимание на то, что в ст. 51 ЗК РФ установлена как реквизиция земельного участка, так и временное занятие земельного участка для использования его в целях, определенных правилами о реквизиции, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

На практике проблема разграничения этих правовых явлений весьма актуальна, так как при реквизиции наблюдается переход права собственности из частного владения в государственное, а при временном занятии земельного участка права собственника подлежат только ограничению на определенный период. Таким образом, мы можем говорить о том, что рассмотренные правовые институты влекут для собственника земельного участка и разные последствия.

Институт временного ограничения прав собственника на земельный участок в целях, определенных

дискуссионная

правилами о реквизиции, достаточно изучен в юридической литературе. Так, В.П. Мозолин считает, что в отношении таких средств производства, как земля и предприятия, чаще всего нет необходимости обращать эти объекты в государственную собственность. Более рационально их изымать в пользование с выплатой собственникам адекватной и эффективной компенсации1.

Кроме того, временное ограничение прав собственника может не связываться с полезными свойствами земельного участка.

Говорить о возможности реквизиции можно и в тех случаях, когда такое изъятие необходимо в условиях чрезвычайного или военного положения. В данном случае оно необходимо для нужд обороны и безопасности.

При этом законодателем прямо закреплено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в данном случае реквизиция земель сельскохозяйственного назначения возможна лишь в крайних случаях.

В настоящее время порядок и условия реквизиции регулируются Сводным законом «О реквизиции и конфискации имущества»2 в части, не противоречащей действующему законодательству.

В соответствии со Сводным законом реквизиция имущества может быть произведена только на основании специального постановления государственных органов. На сегодняшний день эти органы законодательством прямо не предусмотрены. Анализ текущей проблематики позволяет сделать выводы следующего содержания.

Во-первых, органы местного самоуправления не имеют права принимать решение о реквизиции.

Во-вторых, нельзя согласиться с мнением о том, что правом вынесения постановления о реквизиции имущества наделены лишь высший представительный и законодательный органы государства, т.е. Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ3.

В-третьих, в земельном законодательстве прямо закреплено положение, в соответствии с которым принимать решения о реквизиции полномочны только исполнительные органы государственной власти — Правительство РФ или исполнительный орган власти субъекта РФ.

В соответствии с Законом «О реквизиции и конфискации имущества» документом, на основании которого возможна реквизиция, является постановление.

В нем указываются: район реквизиции, категория подлежащих реквизиции предметов, данные о том, должна ли некоторая часть этих предметов быть оставленной прежним владельцам; сроки, в течение которых владельцы обязаны сдать или доставить реквизированное имущество, способ оплаты, последствия несдачи или просрочки сдачи реквизированного.

Кроме того, в постановлении указываются органы государства, на которые возлагается проведение реквизиции.

При каждой реквизиции в день отобрания имущества представителем государственного органа составляется особый акт, содержащий: законные основания производства реквизиции; должность, имя и фамилию лица, производящего реквизицию; наименование владельца и место нахождения реквизируемого имущества; кому имущество оставлено на хранение; место и время уплаты за реквизируемое имущество.

Акт подписывается должностным лицом, производящим реквизицию, собственником (либо хранителем) имущества и двумя свидетелями. Копия акта должна быть вручена бывшему собственнику не позднее трех дней со дня его составления.

Размер вознаграждения за реквизируемое имущество определяется органом, производящим его изъятие в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»4.

В соответствии с данным нормативным актом собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка, под которой понимается наиболее вероятная цена, по которой участок может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В качестве дополнительных5 гарантий защиты имущественных интересов собственника земельного участка при реквизиции предусматривается следующее.

Собственник, который не согласен с оценочной стоимостью земельного участка, вправе требовать в судебном порядке определения размера компенсации за реквизированное имущество.

Однако до рассмотрения судом требования собственника реквизиция не приостанавливается.

При незаконной реквизиции или реквизиции, проведенной с нарушением установленной процедуры, собственник вправе обжаловать решения и действия государственных органов и их должностных лиц в судебном порядке.

Кроме того, если при незаконно проведенной реквизиции собственник земельного участка потерпел имущественный ущерб, он также вправе требовать помимо возвращения имущества еще и возмещения понесенных убытков.

В данном случае иск будет предъявляться к финансовым органам, если обязанность выступать от имени казны не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Следующая гарантия защиты интересов собственника реквизированного имущества закреплена в п. 3 ст. 242 ГК РФ и п. 4 ст. 51 ЗК РФ. Согласно данным нормам собственник имущества вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/rekvizitsiya-zemelnogo-uchastka-prinuditelnaya-utrata-prava-sobstvennosti-na-zemelnye-uchastki-iz-zemel-selskohozyaystven

Адвокат Аврелин
Добавить комментарий