Какой подоходный налог в России

Ставки НДФЛ в 2018 году (таблица)

Какой подоходный налог в России

Почти все виды доходов граждан облагаются НДФЛ. Ставка налога при этом изменяется в зависимости от статуса плательщика (резидент РФ или нерезидент), а также вида дохода.

По действующему законодательству налоговым резидентом считается физлицо, пребывающее на территории страны более 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд, соответственно, нерезидентом является тот, кто не находится в стране указанное количество дней.

При этом граждане, уезжающие из страны на учебу, в служебную командировку или на лечение на период до полугода, не относятся к нерезидентам. Разберемся с особенностями начисления и ставками НДФЛ в 2018 году.

Подоходный налог – 2018

Глобальных изменений в исчислении налога не произошло, новые ставки НДФЛ в 2018 году не вводились. Сегодня применяются ставки налога, действующие в предыдущих годах – 9, 13, 15, 30 или 35% (ст. 224 НК РФ).

Традиционная ставка 13%, являющаяся основной, остается таковой и в 2018 году. Ее применяют при налогообложении доходов резидентов РФ.

Остальные ставки применяются в отдельных ситуациях. Например, налогом 35% облагают суммы призов и выигрышей свыше 4000 руб., полученных от розыгрышей в рекламных целях, экономии на процентах при использовании займов, а также доходов от процентов по вкладам в объеме, превышающем определенные лимиты.

По ставке 30% облагают доходы, полученные физлицами – нерезидентами (за исключением некоторых категорий), а также доходы по ценным бумагам, кроме выплат дивидендов от долевого участия в функционировании российских компаний

По ставке 9% облагаются доходы от процентов по эмитированным до 01.01.2007 ипотечным облигациям и сертификатам.

Детализируем информацию по применению ставок НДФЛ в таблицах:

Подоходный налог в России 2018 для резидентов

Вид доходаСтавка в %
Зарплата, премии, надбавки, пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, материальная помощь свыше 4000 руб. и т.п. выплаты в отечественных компаниях13
Вознаграждение за оказание услуг по договорам ГПХ
Доходы от бизнеса ИП
Реализация личной недвижимости
Дивиденды, полученные от российских компаний
Доход от инвестиций в компании
Доходы от процентов по банковским вкладам и процентов по рублевым облигациям российских организаций (ст. 214.2 НК РФ)35
Материальная выгода при получении беспроцентных ссуд (ст. 212 НК РФ)
Доходы в виде платы за использование средств пайщиков кооперативов (ст. 214.2.1 НК РФ)
Стоимость призов и выигрышей свыше 4000 руб.
Доход по ипотечным облигациям, эмитированным до 01.01.2007г.9
Доход учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 01.01.2007
Доходы по ценным бумагам российских организаций (кроме дивидендного), права по которым учитываются на счете депо иностранных держателей, информация о получателе которых не была предоставлена налоговому агенту30

НДФЛ-нерезиденты в 2018 году: ставки

Вид доходаСтавка в %
Оплата труда:- мигрантов — выходцев из стран ЕАЭС,- высококвалифицированных зарубежных специалистов,- лиц, имеющих официальный статус беженцев,- работающих по найму на патенте,- участников госпрограммы по переселению в РФ соотечественников,- членов экипажей судов, плавающих под российским флагом13
Доходы в виде дивидендов от участия в российской компании15
Все остальные виды доходов нерезидендов, в т.ч.:- зарплата физлиц;- ведение бизнеса на территории РФ;- продажа имущества;- доходы от банковских вкладов;- экономическая выгода от беспроцентных займов;- призы и выигрыши стоимостью свыше 4000 руб.30

Особенности применения налога НДФЛ в 2018 году

НДФЛ с доходов нерезидентов взимается по особым правилам, исходя из таких факторов, как место трудоустройства, категории сумм вознаграждений и их источники (на территории страны или за рубежом). К примеру, доходы, полученные нерезидентами вне границ РФ, НДФЛ не облагаются.

Ставка НДФЛ на доходы иностранцев – высококвалифицированных специалистов (ВКС) всегда составляет 13% (независимо от налогового статуса плательщика) и применяется в отношении всех выплат в рамках договора, заключенного с ВКС. По начислениям же, произведенным вне рамок такого трудового соглашения, ставка налога устанавливается в соответствии со статусом плательщика и видом дохода.

По подобному аналогу рассчитывают НДФЛ по доходам беженцев – при действии статуса «беженец» НДФЛ равен 13%, независимо от сроков нахождения лица в стране. Если гражданин, при окончании действия статуса беженца, не приобрел статус резидента, налоговая ставка его доходов возрастет до 30%.

По нормам международного договора стран ЕАЭС доходы мигрантов этих государств (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан) облагаются по ставке 13% с первых дней трудоустройства. НДФЛ на доходы нанятого иностранца, работающего на патенте, составляет 13% вне зависимости, является ли он налоговым резидентом или нет.

Статус физлица (резидент или нерезидент) необходимо окончательно уточнять в конце отчетного периода, поскольку он может радикально меняться в течение года. Принимая во внимание это обстоятельство, бухгалтер выверяет статус работника на каждую дату выплаты ему дохода и при необходимости корректирует ставку налога. В расчет принимается 12-месячный период.

Например, доходы иностранца, начавшего работать в РФ с 1 ноября 2017 г., облагаются по ставке 30% до получения им статуса резидента, то есть до мая 2018г., когда истекут 183 дня нахождения в стране.

А с мая сотрудник приобретает статус резидента, и с этого времени его доходы облагаются по ставке 13%.

По окончании 2018 года, в котором статус лица изменился на резидента, бухгалтер должен пересчитать налог по ставке 13% за весь 2018 год.

Источник: https://spmag.ru/articles/stavki-ndfl-v-2018-godu-tablica

Повышение налогов в России с 1 января 2019 года: полный перечень

Какой подоходный налог в России

Правительство объявило о налоговой реформе. Все изменения вступят в силу с 1 января​ 2019 года. В России увеличатся налоги и сборы, а нагрузка на бизнес и граждан возрастет. Мы собрали полный перечень налогов, которые точно вырастут с 1 января 2019 года. Смотрите наш список роста налогов в России прямо сейчас.

В статье:Изменения по УСННовые ставки по налогу на прибыльПовышение налогов для ИПНовые налоги на зарплату

Путин обещал не повышать налоги

Напомним, ранее Путин обещал не повышать налоги. Формально его обещание исполнено. Ведь он говорил о ставках федеральных налогов, которые не индексируются. Это НДФЛ, взносы, НДС и налог на прибыль.

Поэтому до 1 января 2019 года федеральные налоги росли (кроме акцизов). Однако с 1 января 2019 года обещание это истекает. Далее представляем полный перечень изменений в Налоговом кодексе с 1 января 2019 года.

Повышение налогов на зарплату

С 1 января 2019 года вырастет федеральный и региональный МРОТ. Он составит прожиточный минимум за 2 квартал 2018 года. Таковы требования нового закона о МРОТ. На данный момент прожиточный минимум за этот период Правительство не установило.

Поэтому зарплату придется поднять, подробности в статье «Индексация зарплаты: кому и на сколько поднять оклады, чтобы не придрался трудинспектор». А значит, вырастет налоговая нагрузка. Ведь с зарплаты уплачивается НДФЛ (ставка 13%) и страховые взносы (ставка 30%).

С 1 января 2019 года вырастет на 10-15% предельная база по страховым взносам. Это зарплата за год, с которой платятся взносы в ПФР и ФСС. А значит, и взносов бизнес будет платить больше. Посмотрите статью «Практические советы, как с нового года применять поправки по взносам и НДФЛ».

Повышение ставки НДФЛ

28 марта в Думу внесен проект закона о повышении ставки НДФЛ и введении прогрессивной шкалы налога. А уже 2 апреля Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил принять проект к рассмотрению Госдумой.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил принять законопроект к рассмотрению. А пока направил запросы в Совет Федерации, Президенту, Правительству и заинтересованным ведомствам для подготовки заключения.

В законопроекте предлагается установить пониженную ставку НДФЛ 5% для граждан с доходами менее 100 тыс. рублей в год.

Те, кто зарабатывают от 100 тыс. до  3 млн. рублей в год, будут платить налог по ставке 13%.

Если работник получает от 3 до 10 млн. в год, ставка составит 18%. А для тех, кто зарабатывает более 10 млн. руб. — 25%.

Сейчас действует единая ставка НДФЛ 13% со всех доходов граждан независимо от уровня их доходов. Подробнее о ставках вы можете узнать из статьи «Ставки НДФЛ в 2018 году (таблица, изменения)«.

Срочно: Работодатели не будут повышать зарплату, чтобы компенсировать рост ставки НДФЛ

Снижение ставки взносов

Ставка пенсионных взносов будет зафиксирована на уровне 22%. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов на пресс-конференции по итогам заседания Правительства, на котором было объявлено о повышении ставки НДС до 20% и повышении пенсионного возраста.

«Правительство РФ предлагает на бессрочной основе зафиксировать тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с предельной величины базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины», — сказал Силуанов.

Силуанов напомнил, что сейчас тариф пенсионных взносов по НК РФ составляет 26%, однако на льготный период до 2020 года ставка снижена до 22%. Эта ставка будет сохранена и после 2020 года, сообщил министр.

Повышение ставки НДС

Уже точно известно, что с 1 января 2019 года ставка НДС вырастет  18 до 20%. Льготная ставка на детские и социально значимые товары останется на уровне 10%. См. перечень социально значимых товаров.

Анонсированное повышение НДС с 18 до 20% не затронет малый бизнес. Это связано с тем, что малый бизнес на УСН, ЕНВД и патенте не платит НДС. Такое освобождение прописано в Налоговом кодексе.

Статья 346.11 НК РФ, пункт 2
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций…, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Бизнес, который работает сейчас на общей системе, задумывается о переходе на упрощенку с 2019 года. Сделать это можно при численности работников до 100 человек и доходах за 9 месяцев 2018 года не более 112 млн. руб. 

У упрощенцев, помимо льготы по НДС, есть еще ряд преимуществ. Например, периодические журналы стоят меньше. А сегодня наш журнал «Упрощенка» дарит 4 месяца за подписку на 6 месяцев. Платите за полгода, а читайте 10 месяцев!

Рост акцизов в 2019 году

С 1 января 2019 года вырастут акцизы на подакцизные товары на 10%. Особенно существенно вырастут акцизы на алкоголь и сигареты. 

Но самое чувствительное повышение касается ставок на топливо, ведь почти весь бизнес связан с перевозками. И чем выше ставка акцизов, тем выше конечные цены.

Напомним, в 2018 году наблюдается резкий рост цен на бензин. Поэтому Правительство решило откатить запланированное повышение акцизов, которое было намечено на 1 июля 2018 года (акцизы повышаются дважды в год).

Именно поэтому скорее всего с 1 января 2019 года также будет корректировка НК РФ в части акцизов на топливо, но уже в большую сторону, чтобы отыграть потери. Напомним, что ставки акцизов установлены в НК РФ до 2020 года включительно с повышением.

И власти их будут еще корректировать.

Рост налоговой нагрузки на упрощенцев

Госдума полностью поменяла список видов деятельности для льготной ставки взносов 20% и привела его в соответствии с новым ОКВЭД-2. Поэтому кто-то может льготу потерять, а кто-то приобрести.

Эти изменения вступили в силу с 2018 года, но возможно, с 2019 года упрощенцев также ждут изменения в этой части.

Изменение ставок по налогу на прибыль в 2019 году

С 2019 года изменились льготные ставки по налогу на прибыль, соответствующий закон подписал Президент Путин. Таблицу всех ставок по налогу с учетом изменений смотрите в таблице.

Отмена налога на имущество в 2019 году

С 1 января 2018 года власти России ввели налог на движимое имущество. Платить налог должны организации по ставке 1,1%. 

Теперь же власит решили полностью отменить налог на движимое имущество. Об этом стало известно по итогам заседания Правительства РФ. Изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.

«Предлагается отменить сложный для бизнеса и дестимулирующий инвестиции налог на движимое имущество. Надеемся на принятие их (налоговых решений) парламентом в весеннюю сессию»,— сообщил министр финансов Антон Силуанов.

Бизнес, который работает сейчас на общей системе, задумывается о переходе на упрощенку с 2019 года. Сделать это можно при численности работников до 100 человек и доходах за 9 месяцев 2018 года не более 112 млн. руб. 

Рост ЕНВД с 2019 года

С 1 января 2018 года на 4 процента повышен ставка ЕНВД. Налог повышен приказом Минэконоразвития от 30.10.2017 № 579. Это было первое повышение за три года.

В расчете налога участвует коэффициент инфляции под названием К1. В 2014-2016 годах этот коэффициент не поднимали. Он составлял 1,798.

И вот впервые за три года власти повысили К1 — в 2018 году он составил 1,868. Зная это нетрудно посчитать, что с 2018 года вмененщики будут платить ЕНВД почти на 4% больше, чем в 2017 году.

Такое же приблизительно повышение ожидается и в 2019 году для ЕНВД.

Повышение налогов для ИП

С 1 января 2019 года взносы ИП за себя увеличатся.

Взносы  в ПФР составят 29 354 рублей, а в ФФОМС — 6 884 рублей (ст. 430 НК РФ). Также останется платеж 1% с доходов.

В 2018 году фиксированные платежи составляют: в ПФР — 26 545 руб., ФФОМС –— 5840 руб. Если доход превышает 300 000 руб., предприниматель уплачивает страховые взносы в размере 1%  от суммы превышения. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/26-2.ru/povyshenie-nalogov-v-rossii-s-1-ianvaria-2019-goda-polnyi-perechen-5b292b031846ec00a85537b4

Налоги в России

Какой подоходный налог в России

Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г.

«О подоходном налоге с физических лиц». Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лица без гражданства.

Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению.

Например, не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности); все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Не включаются также в совокупный доход: доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц.

Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста.

Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще 1% зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Налог на прибыль

Налог на прибыль— основной вид налога юридических лиц.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции и все убытки). В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, благотворительные цели).

Особые льготы, помимо общих, установлены для малых предприятий: из налоговой базы исключается прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т. д.

Важным моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории РФ.

Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок — 45%.

В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе ее рассчитывать исходя из нормы рентабельности 25%.

Налоги на товары и услуги и налог на добавленную стоимость

Действуют налоги на товары и услуги (прежде всего таможенные пошлины, акцизы) и налог на добавленную стоимость (НДС).

Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость.

Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы.

Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемый на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость: услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в процентах (от 5 до 8% стоимости их товара) и распространяется на наиболее ходовые товары и услуги.

Акциз

Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акциз как налог на добавленную стоимость введен в действие с 1 января 1992 г. при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.

Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

Поимущественные налоги

Действуют поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство.

Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.

Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий.

Налогом на имущество предприятий не облагаются: имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т. д.

Налог на имущество предприятий

Ставки налога на имущество предприятий определяются в зависимости от видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% налогооблагаемой базы.

Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.

Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предприятия.

Налог на имущество физических лиц

Действует налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, распространяется на следующие объекты налогообложения: жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия.

Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Размер всех этих налогов определяется задачей перераспределения богатства.

В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

Социальные налоги

Социальные налоги (социальные взносы) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично — их работодателями.

Источник: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-rossii/

���������� ����� � ��

Какой подоходный налог в России

� ������� 1990 ���� � ������ «����� �������», ���������� ����������� ���������������� ������������ ����� 12 ���� 1990 ����, ����������� «����� �������».

2 ������� 1990 ������ ����� ����� «� ������� ���������� �� ��������� ����� � 1991 ���� ������ ���� «� ���������� ������ � ������� ����, ����������� ������� � ��� ��� �����������» (N392-I).

� ��� ������ �������� ������ � ���������� ������ ���� �������� � ������ ��������. ������������ ������� ��������� � ����������� ��������, ������� � ���� ������� � ������ ������������ ����� �������� � ����������� ������������ ���������� � ����� 150 ���. � ������� ��� ���� �� 151 �� 200 ���.

����� ���� ������: 151 ��� — 20 ���, 152 — 50 ���, 153 — 90 ���, 154 — 1�40�, 155-200 ���. — 40% � �����, ����������� 150 ���.

� 1 ������ 1991 ���/��� ������ ������ 200 -1000 20.00 + 13% � �����, ����������� 200 ��� 1001 -1200 124.00 + 15% � ���������� 1201 -1400 154.00 + 20% � ���������� 1401 -1600 194.00 + 30% � ���������� 1601 -3000 254.

00 + 40% � ���������� ����� 3000 814.

00 + 50% � ���������� ������ ��������� ��������� ������� ���� ���������� «�����» � ��������� «������» �� ��������� � �������� ��������: ������ �� ��������� ������, � ����� ��������� � ��������� �����, �� ��������� � ����� ����������� � ������ �� 5 �� 1000 ���/��� ���������� �� 6 ������� (�� 3% �� 13%), � ������� � 1000 — �� ����������� �������.

����� ��� ��������� ��������� ��������� �� 3% (��� ���� �� 180 ���/���) �� 9768.00+50% (����� 36000 ���/���).

����� ��� �������������� �������� � ������������������� ������������ �� ����� ������������� ��������, � ������ �� 19200 ���/��� (1600 ���/���) ��� ����������� �������� � ����������� �� 6 ���/���, � ����� ��������������� �� 35%: ���/��� ���/��� ������ ������ �� 12000 �� 1000 13% 12001-14400 �� 1200 1560 + 15% � ���������� 14401-16800 �� 1400 1920 + 20% � ���������� 16801-19200 �� 1600 2400 + 30% � ���������� ����� 19200 ��.1600 3120 + 35% � ���������� ������ � ��������������� ������ ������� ������ �������� �������� «�� ���������� ����� �� �����������». 19 ������ 1991 ����, ����� ���� ��������� � ������� ��������� ���, � ������ — � ������ ������������� �������, ������ ������� � ������ ���� �������� ���� �� �������, � �������������� ���������� ���������� ������ �����. ������������ ������� ������� �� 210 ���. ������������� ����� ������� ���� �� 21 ���.30 ���:

� 1 ������ 1991 ���/��� ������ ������ 210 -1000 13% � �����, ����������� 210 ��� 1001 -1200 102.70 + 15% � ���������� 1201 -1400 132.70 + 20% � ���������� 1401 -1600 172.70 + 30% � ���������� 1601 -3000 232.70 + 40% � ���������� ����� 3000 792.70 + 50% � ���������� ����� ��� ������� � ������ �� �� ����� �������� ������ � �������� �� 5 �� 1000 ���/��� ����������� � 6 �� 4 ������ (�� 2% �� 13%), � ������� � 1000 ��� ����������� ����� �����, �������� �� �� 16.80 (�.�. �� 4.50 ������ ������� ������ ���� �����). ����� ��� ��������� ��������� �� 9 ������ ���� ��������� ����� — 2% ��� ���� �� 360 ���/��� ������ 3% ��� ���� �� 180 ���/���, �������� ��� ��������� �������� �������� — 9714.00+50% ��� ���� ����� 36000 ���/���. ����� ��� �������������� � ������������ ������������������� ������������ �� 12000 ���/��� (1000 ���/���) �������������� � �������� ��� ���������� — � ����������� �� �������/���������� ����� �������� ������. ����� 12000 — �������� ������� ��� ������� ������� ����� �������� ������, � ��� ��������� — ��� � ����������� �� 327�60�/��� (27�30�/���), ������ �� ����������� ������ 210 ������. 11 ���� 1991 � ����� �� ��� ������� ��������� ������ �������� � ������ � ���������� ������, �������� ���� � �������� � 1 ������ ��� ����� ������ ������, ��������� ������� ������ � 30%, � ������ ������ �������� � 13 �� 12%. ������������ �������, ������, ������� ���� ����������� — 160 ���. ������������� �����:

� 1 ������ 1991 ���/��� ������ ������ 161 -1000 12% � �����, ����������� 160 ��� 1001 -2000 100.80 + 15% � ���������� 2001 -3000 250.80 + 20% � ���������� ����� 3000 450.80 + 30% � ���������� ������ �� ��������� ������ � ��������� �����, �� ��������� � ����� ����������� � ������ �� 5 �� 1000 ���/��� ���������� �� 6 ������� (�� 2% �� 12%), � ������� � 1000 — �� ����������� �������. ������� ��� ��������� ��������� ���� ������ �� 30%. ����� ��������� �� 2% (��� ���� �� 120 ���/���) �� 5409.60+30% (����� 36000 ���/���). ��� ����������� ������� ����� �������� ������� — �� 60% (�� 500 ���/���) �� 11725.00+90% (����� 15000 ���/���). ����� ��� �������������� � ������������ ������������������� ������������ �� 6000 ���/��� (500 ���/���) �������������� � �������� ��� ���������� = � ����������� �� �������/���������� ����� �������� ������. ����� 6000 — ��������� ��������� � �������� � ���������. 3 ���� 1991 ������ ������� ����, ������ �������� � ������ ������ «� ������� ���������� �� ��������� ����� � 1991 ���� ������ ���� «� ���������� ������ � ������� ����, ����������� ������� � ��� ��� �����������» (����� 1534-I). �������� ��������� � �������� � 1 ������ 1991, �.�. ������������ � ������� �������. ������������� ����� ���������� �� ����� ������� ���� �������� ������, ����������� �������� � 210 ���. � ���������� �� ���� ����������� �� 6 ���. �� ���� �������:

� 1 ������ 1991 ���/��� ������ ������ 201 -1000 12% � �����, ����������� 160 ��� 1001 -2000 94.80 + 15% � ���������� 2001 -3000 244.80 + 20% � ���������� ����� 3000 444.80 + 30% � ���������� ������ �� ��������� ������, ��������� � ��������� �����, �� ��������� � ����� ����������� � ������ �� 5 �� 1000 ���/��� ���������� �� 4 ������� (�� 2% �� 12%), � ������� � 1000 — �� ����������� ������� � ����������� �� 16 ���.20 ���. ����� ��� ��������� ��������� ��������� �� 2% (��� ���� �� 360 ���/���) �� 5532.00+30% (����� 36000 ���/���). ����� ��� �������������� � ������������ ������������������� ������������ ���� �������� � �������, � �� �������� ����������, �� ��� ��������� ��������� � �������� ��� ���������� — � ����������� �� �������/���������� ����� �������� ������.

�) ����� ���������� ������

� ������� ������������ ������ ���������� ����� ������� ����� ������� ������������� (�.�. ��������������).

7 ������� 1991 ����, �� ���� �� ���������� ����������� ����������, ��������� ����� ������ ����� ����� «� ���������� ������ � ���������� ���» (N1998-I), ������� �������� � �������� � 1 ������ 1992, ���� � ��� ����������� ������ � ����� (!) 1992 ����.

������������ ������� ��������� � �������������� ������� ������������ ������� ������ ����� (� I �������� 1992 ��������� 342 ���, � �� II �������� — 900 ���). ������ ��������� ���� ������� ������ ������������� �����:

� 1 ������ 1992

Источник: http://www.politika.su/raznoe/nalpod.html

Прогрессивная шкала налогообложения

Какой подоходный налог в России

Профсоюзы выступают за введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, правительство – против. Многочисленные законопроекты, вносимые на рассмотрение Госдумы, регулярно отклонялись. «Солидарность» рассказывает о подоходном налоге и приводит аргументы сторонников и противников прогрессивного налогообложения.

Прогрессивная шкала налогообложения — система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой.

Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит.

Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

ИСТОРИЯ

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании в 1798 году. В 1893 году оно появилось и в Пруссии: подоходный налог варьировался от 0,62% до 4%. К началу XX века такой налог был введен во многих европейских странах.

В России, по прусскому образцу, он был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года, но из-за революции закон фактически не вступил в действие. Декретом от 23 ноября 1922 года налогообложение было реформировано. В Советском Союзе шкала подоходного налога всегда была прогрессивной. Так, на доход менее 70 рублей налога не было.

От 70 до 90 рублей – 10%, от 90 до 100 рублей – 12%. 13% платили те, кто получал свыше 100 рублей в месяц.

В 1998 году в России ввели сложную прогрессивную шкалу: доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей.

В 2001 году у подоходного налога появилось новое название НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а ставка стала единой для всех (плоской) — 13%.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале регулярно вносились в парламент, однако правительство страны всегда давало на них отрицательные заключения.

В 2010 году Владимир Жириновский выступал за «семиступенчатую» шкалу налогообложения – от 2 до 40%.

Депутаты от КПРФ предлагали снизить налог для граждан, чей доход меньше 60 тысяч рублей в год, до 5%, а для зарабатывающих от 12 млн рублей в год – поднять до 45%. В октябре 2017 года Госдума отклонила законопроекты трех фракций о введении прогрессивной шкалы НДФЛ.

В феврале 2018 года депутаты от фракции «Справедливая Россия» внесли в нижнюю палату парламента законопроект, где предложили для граждан с доходами ниже 24 млн рублей в год оставить 13-процентную ставку, для остальных – поднять до 18%. По мнению парламентариев, под действие «максимальной» ставки подпадет чуть более 20 тысяч плательщиков, а поступление налогов увеличится на 200 млрд рублей в год.

В марте 2018 года депутаты от КПРФ заговорили о том, что надо ввести с 1 января 2019 года прогрессивную шкалу НДФЛ. Для лиц, получающих меньше 100 тысяч рублей в год, предлагалась ставка в 5%. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка составила бы 5 тысяч рублей плюс 13% с суммы выше 100 тысяч рублей.

Для лиц с доходами до 10 млн рублей — 382 тысячи рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн. Для получающих в год свыше 10 млн рублей – 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы больше 10 млн рублей. Правительство не поддержало данный законопроект.

 «В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», — говорится в заключении Кабмина.

ПРОТИВНИКИ

Главные аргументы противников возврата к прогрессивной шкале:

— обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов, ведь налогами облагают по месту трудоустройства, а не проживания;

— необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;

— уклонение от налогов, возврат к «серым» зарплатам и «теневому» бизнесу;

— увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в России – идея обсуждаемая, но к ее реализации необходимо отнестись крайне осторожно. Такую мысль высказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после отчета о деятельности правительства 11 апреля 2018 года в Госдуме.

— Достаточно вспомнить, как платился этот налог, когда была прогрессивная ставка налогообложения. Какое использовалось количество «конвертов», серых схем. После перехода к плоской шкале все налоги стали платить, – заявил премьер.

— Такое налогообложение наиболее затруднительно не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы. Как раз бьет по среднему классу. При возникновении «прогресса» мы входим в иную реальность, связанную с уплатой НДФЛ. А именно: необходимо будет снова подавать налоговые декларации. Часть налогов, очевидно, уйдет в серую зону, – сказал Медведев.

В июне 2018-го на заседании Российской трехсторонней комиссии глава ФНПР Михаил Шмаков задал вопрос руководству Минфина, почему в качестве источника для пополнения бюджета Пенсионного фонда не используется введение прогрессивной шкалы налогообложения. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов ответил, что этот способ даже не рассматривался.

— Если мы повысим ставку, то большую часть дохода получит Москва, и дифференциация между столицей и субъектами РФ еще вырастет, – заявил Силуанов.

Он также уверен, что велики риски ухода богатых людей из-под налогообложения.

— Мы против этого (ввода прогрессивной шкалы НДФЛ. — Прим. ред.). У нас есть дифференциация в имущественном налогообложении, в том числе через транспортный налог, — сказал министр финансов в ходе Российского инвестиционного форума в феврале 2018 года.

Позже Антон Силуанов высказался еще однозначнее:

— Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны — плоская шкала 13-процентная достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно.

СТОРОННИКИ

Главные аргументы сторонников введения прогрессивной шкалы налогообложения:

— наполнится бюджет и будет покрыт его дефицит;

— стабилизируются региональные бюджеты;

— установится социальная справедливость, уменьшится количество бедных;

— появится источник пополнения ПФР вместо повышения пенсионного возраста.

В ноябре 2016 года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

— Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее обсуждаем, — сказала Голодец.

Федерация независимых профсоюзов России последовательно отстаивает позицию о переходе к прогрессивному налогообложению. Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз высказался по этому вопросу:

— Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Богатые и в особенности сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

Среди предложений ФНПР – освобождение от подоходного налога граждан, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

Аргументы Минфина о том, что бизнес в случае введения прогрессивной шкалы налогообложения уйдет в «тень», прокомментировал секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков:

— Если в Налоговой службе неспособны контролировать уплату налогов со стороны бизнеса при внедрении прогрессивной шкалы налогообложения, непонятно, зачем она вообще нужна. Бизнес, да и любой человек, всегда ищет возможности заплатить поменьше налогов. Это нормальная ситуация.

А задача налоговиков – контролировать, чтобы налоги выплачивались в соответствии с законом, будь то плоская шкала налогообложения или прогрессивная. Проблема заключается в том, что Минфин ищет наиболее легкий путь, добывает средства там, где ему видно.

А видно, в основном, в карманах у трудящихся.

ЗА РУБЕЖОМ

Плоская шкала налогообложения действует сегодня в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. В большинстве же европейских стран используется прогрессивная шкала. В Великобритании ставка варьируется от 14 до 45%.

Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции (75%). В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Источник: https://www.solidarnost.org/special/profdict/Vse_o_progressivnoy_shkale_nalogooblozheniya.html

Адвокат Аврелин
Добавить комментарий