Как проводится аукцион по аренде земельных участков

Рекомендации Рекомендации о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности для целей их строительного освоения — скачать бесплатно

Как проводится аукцион по аренде земельных участков

СОЮЗ ИНЖЕНЕРОВ-СМЕТЧИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЛИ ПРАВА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИХ СТРОИТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ — ПРЕДМЕТУ АУКЦИОНА.3. ДЕЙСТВИЯ ПРОДАВЦА (СОБСТВЕННИКА) ПО ПОДГОТОВКЕ АУКЦИОНА.4. ДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАТОРА АУКЦИОНА ПО ПОДГОТОВКЕ АУКЦИОНА.5. ПОДАЧА И ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ.6. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА.7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА АУКЦИОНА. РАСЧЕТЫ С УЧАСТНИКАМИ АУКЦИОНА.8. ПРИЗНАНИЕ АУКЦИОНА НЕСОСТОЯВШИМСЯ.9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРОДАЖИ (ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ) ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА СРЕДСТВ.Приложение № 1 СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА3. РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА К СЕТЯМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ5. СХЕМА ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ6. СХЕМА ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТА УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯПриложение № 2Приложение №3Приложение № 4Приложение № 5

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

Настоящие Рекомендации «О порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности для целей их строительного освоения» (в дальнейшем — Рекомендации) разработаны с целью оказания практической помощи органам местного самоуправления в организации и проведении аукционов по предоставлению земельных участков — по продаже земельных участков или по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков.

2. Рекомендации разработаны на основании нормативных правовых актов:

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ);

— Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (далее — ГСК РФ):

— Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее — ЗК РФ);

— Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ;

— Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ.

3. В рекомендациях рассматриваются вопросы предоставления на основании аукциона земельных участков со следующими целями их предоставления:

— для строительства объектов инфраструктуры поселения;

— для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства);

— для индивидуального и малоэтажного строительства;

— для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

4. Общий порядок предоставления земельных участков для строительства (для строительства объектов инфраструктуры поселения) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен ст. 30 ЗК РФ.

Общий порядок предусматривает предоставление исключительно на торгах (конкурсах или аукционах) земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов.

Порядок предоставления таких земельных участков предусмотрен ст.38 ЗК РФ. В соответствии с п.4 ст.

38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Право выбора формы торгов (конкурс или аукцион) предоставлено продавцу (собственнику) земельного участка.

В целях увеличения доходов муниципальных образований и предотвращения возможных злоупотреблений, приоритетной формой проведения торгов является аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи заявок. Для чего актом представительного органа местного самоуправления определить:

1) что торги по предоставлению земельных участков в соответствии с п.2 ст. 30 ЗК РФ должны проводиться в форме аукциона. Определить закрытый перечень исключений, когда допускается проведение торгов в форме конкурса (строительство объектов для социальных, благотворительных нужд, не связанных с последующим использованием объекта строительства для извлечения доходов);

2) орган или должностное лицо местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об определении формы торгов в отношении определенного земельного участка (глава муниципального образования, глава местной администрации, иной орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, предусмотренное уставом муниципального образования).

5. Особенности порядка предоставления земельных участков для жилищного строительства предусмотрены ст.30.1 ЗК РФ.

Необходимо учитывать, что в соответствии с п.1 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков в этом случае производится:

— без предварительного согласования места размещения объекта;

— в собственность или в аренду;

— с обязательным проведением открытого по составу участников и по форме подачи заявок аукциона для продажи земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков (за исключением случая, установленного п.27 ст.38.

1 ЗК РФ — если проведенный аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а собственник участка обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона).

Порядок проведения аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства установлен ст.38.1 ЗК РФ.

6. Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрены п.3 ст.30.1 ЗК РФ.

В отступление от общих правил ст.30.1 ЗК РФ допускается предоставление земельного участка без проведения аукциона, но только в случае предоставления его в аренду и с соблюдением процедуры, предусмотренной абз. 2 и 3 п. 3 ст.30.1 ЗК РФ:

— при получении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, орган местного самоуправления в двухнедельный срок может принять решение: 1) о проведении аукциона по предоставлению земельного участка (в таких случаях проводится аукцион по правилам, предусмотренным ст.38.1. ЗК РФ), либо 2) опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка;

— если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений такие заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину или юридическому лицу, изначально обратившемуся с таким заявлением. Договор аренды подлежит заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка;

— в случае поступления заявления о предоставлении в аренду земельного участка от других лиц, проводится аукцион по предоставлению земельного участка (по правилам, предусмотренным ст.38.1. ЗК РФ).

7. Особенности порядка предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства предусмотрены ст.30.2 ЗК РФ.

Необходимо учитывать, что в соответствии с п.1 ст.30.2 ЗК РФ предоставление земельных участков в этом случае производится:

— без предварительного согласования места размещения объекта;

— в аренду (предоставление в собственность не допускается);

— с обязательным проведением открытого по составу участников и по форме подачи заявок аукциона для продажи права на заключение договоров аренды земельных участков.

Аукционы по предоставлению земельных участков их комплексного освоения в целях жилищного строительства проводятся в том же порядке, что и аукционы по предоставлению земельных участков для жилищного строительства (порядок установлены ст.38.1 ЗК РФ), но с дополнительными требованиями, установленными ст.38.2 ЗК РФ.

8. ЗК РФ не устанавливает требований к форме подачи предложений о цене (о величине арендной платы) при проведении аукционов по предоставлению земельных участков. Рекомендуем приоритетной признать открытую форму предложения цены (величины арендной платы) — путем открытого объявления (предложения) цены участником аукциона во время его проведения.

9. Необходимо учитывать, что не подлежат изъятию земельные участки с последующим выставлением на аукцион, если орган местного самоуправления, в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, принял решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. Этим решением утверждается акт выбора земельного участка. Срок действия этого решения — три года.

Не подлежат выставлению на аукцион земельные участки, которые формируются согласно ст. 31 ЗК РФ по заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, зарегистрированному в органе местного самоуправления до 01 октября 2005 года.

10.

Согласно статей 284 — 287 ГК РФ и статьей 46 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в собственности или аренде и предназначенные для жилищного и иного строительства, по которым договоры заключены с гражданами или юридическими лицами до введения в действие ГСК РФ, а также земельные участки, по которым договоры купли-продажи или аренды в целях жилищного и иного строительства заключены с победителями аукциона, эти договора могут быть прекращены и земельные участки по инициативе органа исполнительной власти изъяты исключительно в случае:

— неиспользования земельных участков в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен Федеральным законом или договором аренды,

— неоплаты установленной договором платы,

— резервирования земельных участков гражданам и юридическим лицам для жилищного или иного строительства, как действия, не предусмотренного Федеральным законодательством.

В случае изъятия земельного участка у собственника или арендатора, этот земельный участок должен быть выставлен на аукцион.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд регламентирован в новой редакции статьи 49 ЗК РФ, указанной в Законе от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ. Перечень изъятия является исчерпывающим.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ — ПРЕДМЕТУ АУКЦИОНА

11. Требования к земельному участку, который может быть предметом аукциона, в зависимости от целей его предоставления установлены п.1 ст.38, п.п.1 и 2 ст.38.1. и п.1 ст.38.2 ЗК РФ.

12. Для проведения аукциона по предоставлению земельного участка:

1) земельный участок должен иметь градостроительный план (за исключением земельного участка, предоставляемого для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) (рекомендуемая форма градостроительного плана — приложение № 1 к Рекомендациям);

2) должна быть определена первоначальная стоимость (размер арендной платы) земельного участка;

3) должны отсутствовать запрещения на отчуждение земельного участка (арест).

13.

Технические условия, входящие в состав градостроительного плана земельного участка и предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерного — технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение, предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию соответствующих сетей, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органа архитектуры и градостроительства местной администрации или застройщика земельного участка.

Срок действия технических условий и срок платы за подключение устанавливается организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно — технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно — технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий, п. 7 ст.

48 ГСК РФ.

Технические условия, запрашиваемые в организациях, не отнесенных к государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату по договору, сумма оплаты по которому включается в затраты по подготовке документов по формированию земельного участка. Оплата по договору производится после проведения аукциона.

Общий порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. ДЕЙСТВИЯ ПРОДАВЦА (СОБСТВЕННИКА) ПО ПОДГОТОВКЕ АУКЦИОНА.

14.

Поскольку начальная стоимость земельного участка или начальный размер арендной платы такого участка должны определяться в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.

1998 г. № 135-ФЗ, необходимо до принятия решения о проведении аукциона произвести оценку рыночной стоимости земельного участка или размера арендной платы с привлечением независимого оценщика.

Начальная цена аукциона определяется с учетом функционального назначения объекта, градостроительного регламента территории и иных обстоятельств, обременяющих инвестиционный проект.

Источник: //www.gosthelp.ru/text/RekomendaciiRekomendaciio5.html

Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства

Как проводится аукцион по аренде земельных участков

Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства

1.

Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

2.

Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

3. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи — аукцион).

4. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

5. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.

6. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.

7.

Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды.

Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

8. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.

9. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети «Интернет» и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

10. Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);

5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

11. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона.

Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», указанном в пункте 9 настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении аукциона.

Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.

12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;

3) документы, подтверждающие внесение задатка.

13. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов.

Организатор аукциона в отношении заявителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

14. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.

15. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

16. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.

17. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

1) непредставление определенных пунктом 12 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки;

4) отсутствие сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).

18. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 настоящей статьи оснований, не допускается.

19.

Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.

20. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.

21. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.

22. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.

Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки.

В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

23. Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.

24. Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:

1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение (технологическое присоединение);

3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.

25. Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.

26. Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:

1) в аукционе участвовали менее двух участников;

2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.

27.

В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

28. Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.

29. Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет», указанном в пункте 9 настоящей статьи.

30. Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет».

Источник: //base.garant.ru/57747227/5d5f29ab868fbe643aaecc7602adb01c/

Как проводится аукцион земельных участков: правила проведения по аренде и продаже

Как проводится аукцион по аренде земельных участков

Аукцион по купле или продаже земельных участков проводится для того, чтобы заинтересованные лица имели возможность приобрести или арендовать участки земли. Рассмотрим в статье особенности торгов при продаже и аренде земли для разных целей, а также правила проведения аукциона.

Основным собственником земли в нашей стране остается государство. Для освоения всей территории даже его ресурсов недостаточно, поэтому участки постоянно передаются в распоряжение различных организаций и частных лиц.

Делается это с помощьюаукционов земельных участков. Такая схема выгодна обеим сторонам процесса. За участок могут побороться все желающие, а бюджет получает максимально возможную сумму за передаваемую собственность.

Понятие торгов

Торги – это организованное мероприятие, в ходе которого местные власти предлагают всем желающим выкупить земельные участки. Они реализуются в готовом к использованию состоянии с определенным целевым назначением.

На торгах участок может быть выставлен только в том случае, если у него имеется кадастровый номер. Наличие именно этого реквизита определяет готовность объекта недвижимости к эксплуатации. На торгах можно как купить землю, так и взять ее в аренду. При этом стоимость получения будет ниже, чем в случае с приобретением аналогичных объектов на рынке, где присутствует коммерческая накрутка.

Организатор аукциона определяет цели, для которых может использоваться передаваемая земля. Например, она предлагается для:

  • комплексного освоения;
  • индивидуального жилищного строительства;
  • возведения многоэтажных домов;
  • организации дачных некоммерческих товариществ;
  • строительства складских терминалов и так далее.

Изначальные условия использования участков строго соблюдаются. При их нарушении организатор имеет право вернуть землю себе с наложением на ответственную организацию (частное лицо) различных санкций.

Аукцион по продаже участков, аренде и под ИЖС

Земельный участок выставляется на аукцион с начальной ценой, соответствующей его кадастровой или рыночной стоимости.

Во втором случае проводится оценка в соответствии с ФЗ №135, определяющим правила работы специалистов-оценщиков.

Если используется кадастровая оценка, то она должна быть определена в течение последних 5 лет до начала торгов. В случае с арендой начальная цена соответствует размеру стандартного арендного платежа.

Стартовая стоимость участка может снижаться. Это происходит в случаях, когда торги по каким-то причинам признаются несостоявшимися, например, начальная стоимость никем из участников не повышается. В таком случае назначаются следующие торги. Начальная цена для них снижается на определенную величину на усмотрение организатора, но не более чем на 30 процентов.

Организатор сам решает, где, когда и в каком порядке проводить аукцион для купли или продажи участков. Извещение о готовящихся торгах должно быть опубликовано не менее чем за 30 дней до их запуска.

К извещению прикладывается документ, позволяющий ознакомиться с условиями использования земельного участка. Например, в зависимости от вида сделки и назначения земли это может быть:

  • договор купли-продажи;
  • арендный договор;
  • договор о комплексном освоении земли.

В процессе подготовки может выясниться, что предполагаемый объект нельзя выставлять на торги. В таком случае принимается решение об отказе в организации аукциона. Извещение об этом событии размещается на сайте организатора в трехдневный срок с момента принятия решения.

Аукционы по продаже участков проводятся в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ. Участники торгов называют свою цену, она повышается согласно установленному шагу и общим правилам, озвученным до начала мероприятия. Собственником становится тот, кто предложит наибольшую сумму.

Покупать землю на торгах в нашей стране запрещается гражданам других стран и компаниям, у которых больше половины уставного капитала приходится на иностранные средства.

Аукцион на аренду земельного участка проводится по общепринятым правилам. Арендный договор подписывается с тем участником, который готов платить наибольшую сумму. Внесенный задаток отнимается от первого платежа.

В случае с индивидуальным жилищным строительством порядок проведения торгов также не имеет особых отличий. Земля под частные дома реализуется в рамках публичного мероприятия. Все желающие участвуют в нем на общих основаниях. Перед началом торгов проверяется, чтобы участки не имели обременений и не считались изъятыми государством или муниципалитетом для своих потребностей.

Правила проведения 

Поучаствовать в аукционе купли-прожи земельных участков может:

  • любой гражданин РФ в частном порядке;
  • лицо без гражданства;
  • индивидуальный предприниматель;
  • юридическое лицо;
  • представитель другой страны (если речь не идет о приобретении земли в собственность).

В Земельном кодексе указано несколько причин, позволяющих отказать претенденту на получение прав на земельный участок. На торги не допускаются следующие участники:

  • не подавшие необходимые документы (полностью или частично);
  • не внесшие требуемый задаток. Он обычно составляет 10 процентов от стартовой цены лота;
  • лишенные прав на покупку или аренду земли по действующему законодательству;
  • ИП и юридические лица, информации о которых нет в ЕГРИП и ЕГРЮЛ.

Чтобы подать заявление на участие, нужно предоставить три документа.

1. Заявка. Для ее составления есть установленная форма, которой должны пользоваться все претенденты. В заявке обязательно прописываются реквизиты расчетного счета для перевода задатка.

2. Для организаций – выписка из ЕГРЮЛ, для ИП – из ЕГРИП. Для частного лица – паспорт.

3. Бумаги, подтверждающие перечисление необходимого задатка.

Есть три формы проведения аукционов;

  • открытые;
  • закрытые;
  • электронные торги.

В Земельном кодексе предпочтение отдается открытым торгам. Их может посетить любой желающий. Кроме этого, рекомендуется привлекать к мероприятию прессу, профильные отделы местной администрации и представителей строительной отрасли. Если торги проводит сторонняя организация, то за ними обязательно должен следить представитель муниципалитета, специализирующийся на работе с землей.

Аукционер в начале мероприятия объясняет характеристики объекта. После этого называется стартовая цена и шаг, с которым будут проходить торги. Обычно начальная стоимость участков последовательно повышается претендентами на 1-2 процента.

Организатор следит за реакцией участников и объявляет изменения цены. Претенденты выражают свое желание повысить ставку поднятием билета. При троекратном повторении одной и той же стоимости объект уходит тому участнику, который предложил эту цену.

При электронных торгах процедура несколько иная, хотя общие принципы мероприятия не меняются. Участники так же повышают ставки. Для следующего шага дается определенное время. Если в течение него новых ставок не поступило, то аукцион земельных участков считается завершенным. Побеждает тот, кто назначил последнюю стоимость.

В качестве лота на торгах может выступать только один участок, имеющий уникальный кадастровый номер. Объединять несколько объектов в лот нельзя.

Есть несколько условий, при которых аукцион считается несостоявшимся:

  • в мероприятии приняло участие меньше двух реальных претендентов;
  • никто не предложил ставку, превышающую стартовую цену хотя бы на один шаг;
  • лицо, выигравшее на торгах, уклоняется от подписания протокола или договора на получение участка.

Организатор в таком случае вправе назначить новую дату проведения. Условия заключаемого с победителем договора при этом могут измениться. Недобросовестные участники подвергаются наказаниям:

  • им не возвращается задаток;
  • они попадают в специальный реестр, поэтому в будущем им становится сложнее поучаствовать в других торгах.

Порядок расчетов

При успешном окончании аукциона земельных участков победитель и организатор подписывают протокол. После этого им дается 5 дней на заключение договора.

Внесенный победителем задаток засчитывается в оплату купленного или арендованного объекта. Остаток суммы он оплачивает в соответствии с договором. Участники, проигравшие торги, в течение 3 дней получают назад свои задатки. Они возвращаются на расчетные счета, записанные в заявках.

Организатор обязан сделать уведомление о состоявшемся аукционе. Его результаты публикуются в тех же источниках, которые изначально использовались для извещения о готовящихся торгах. На это организатору дается 1 месяц.

Арендное соглашение

В соответствии с общими правилами проведения аукционов по аренде земельных участков, договор с победителем заключается в течение тех же 5 дней с момента подписания протокола. Арендное соглашение составляется в соответствии с действующими законами. В него вносятся все важные для обеих сторон условия сделки:

  • точные данные об арендуемом объекте, его характеристики и особенности;
  • срок действия договора аренды;
  • размер регулярно вносимой арендной платы, порядок и способы перевода средств;
  • права и обязанности арендодателя и арендатора.

Арендное соглашение подготавливается в 3 экземплярах, все они проходят регистрацию в Росреестре. Права аренды считаются зарегистрированными после получения соответствующей выписки из ЕГРН. Она выдается по завершении регистрационных действий. При получении объекта победителем аукциона составляется передаточный акт.

Аренда может заключаться на любой срок в пределах максимального периода, который составляет 49 лет. Такой промежуток позволяет арендатору развернуть на объекте деятельность любого масштаба, и в то же время земля остается под государственным контролем.

Подробнее об аукционе участков можно посмотреть в видео:

Источник: //www.gkh.ru/article/102508-auktsion-zemelnyh-uchastkov-pravila-provedeniya-po-arende-i-prodaje

Как проводится аукцион по аренде земельных участков? — Недвижимость, работа, имущество

Как проводится аукцион по аренде земельных участков

Существует несколько различных способов подачи заявки на аренду земельного участка и получения земельного участка, основными из которых являются покупка и аренда.

При этом способов взять землю в аренду на торгах для данных целей также предусмотрено несколько. Наряду с арендой участка у частных лиц или предприятий, будущий арендатор может обратиться к такому способу, как участие в аукционе по аренде (или торгах). О преимуществах и возможных недостатках этого способа будет рассказано далее в статье.

Принятие решения о торгах

Оно обязательно оформляется документально тем органом, который будет проводить процедуру.

Публикация извещения о предстоящей процедуре в средствах массовой информации

Например, это может быть газета, которая издается в конкретном регионе, специализированное издание, сайт соответствующего местного органа власти и т. п.

Принятие заявок от претендентов и их регистрация в соответствующем журнале

Для участия претендент должен предоставить организатору определенный пакет документов, а именно:

  • заявку (ее форма утверждается организатором);
  • платежный документ из банка, подтверждающий внесение задатка (обычно его величина составляет 10% от первоначальной величины арендной платы);
  • копию документа, удостоверяющего личность (для обычных граждан);
  • должным образом заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юрлица (для иностранных компаний);
  • сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если заявку подает ИП);
  • сведения из единого государственного реестра юридических лиц (если такой субъект выступает претендентом на участие в торгах).

Стоит учесть, что подать заявку на участие претендент может как лично, так и через своего законного представителя. В последнем случае он должен также предоставить нотариально заверенную доверенность от того лица, которое будет участником торгов.

Сделать это необходимо не позднее, чем за пять дней до начала мероприятия.

Подавать заявку с необходимыми документами лучше всего вместе с их описью, после чего они регистрируются в журнале с указанием номера, даты и времени их предоставления. Далее все эти реквизиты проставляются и на каждом экземпляре документов. При этом один экземпляр отдается организатору, а второй остается у претендента.

Рассмотрение поданных заявок и документов

На этом этапе также устанавливается факт поступления задатка от них, после чего принимается окончательное решение. Претенденту могут как отказать в участии, так и допустить его к этой процедуре. В случае отказа перечисленный задаток возвращается.

Проведение мероприятия

Проходит оно в то время и в том месте, которое было ранее указано в извещении о торгах. Проводит его специально назначенное лицо — аукционист. Начинается мероприятие с оглашения им названия, основных характеристик и минимального размера арендной платы, а также основного порядка проведения торгов.

После этого участники получают пронумерованные билеты, которые могут поднимать после оглашения первоначальной стоимости для ее повышения.

Если после трехкратного объявления повышенной цены никто из участников не предложил больше, аукцион на право заключения договора по аренде земельных участков завершается.

Он и сможет заключить договор аренды земельного участка.

Оформление результатов

Происходит это путем составления протокола о предоставление земельного участка в аренду, в который заносится вся важная информация относительно хода проведения процедуры, а именно:

  • данные об участке (его местоположение, кадастровый номер, сведения о госрегистрации прав);
  • имя победителя (или наименование, если речь идет о юридическом лице);
  • поступившие предложения от участников аукциона;
  • регистрационный номер предмета торгов;
  • величина арендной платы, а также порядок и способы ее внесения.

Данный документ подписывается организатором аукциона, его победителем и аукционистом в том день, когда проводилось это мероприятие. Он составляется в двух экземплярах — один остается у организатора, второй передается победителю.

7. Публикация информации о результатах. Делается это в тех же СМИ, где ранее публиковалось извещение о торгах. На это предоставляется определенный срок — один месяц после заключения договора аренды.

После этого процедура торгов считается завершенной, а победитель и организатор могут переходить к следующему этапу — заключению договора аренды. Задатки, внесенные всеми остальными участниками, должны быть возвращены им в течение трех дней после окончания торгов.

Порядок заключения договора

Этот документ составляется в соответствии с общими правилами и требованиями, установленными для него в законодательстве.

В частности, обязательным условием, которое включается в документ, является четкое указание предмета сделки, то есть конкретного земельного участка. Также необходимо определить срок действия договора, величину арендной платы, периодичность и допустимые способы ее внесения, права и обязанности сторон и т. д.

Стоит учесть, что для заключения договора установлен определенный срок — максимум 5 дней с момента подписания протокола (то есть и со дня проведения аукциона).

Задаток, который был внесен победителем, засчитывается ему в величину арендной платы.

Срыв торгов: причины и последствия

В некоторых случаях аукцион может быть признан несостоявшимся. Происходит это в следующих случаях:

  • в мероприятии принимали участие менее двух субъектов;
  • ни один из участников после троекратного объявления цены не поднял билет;
  • победитель аукциона уклоняется от подписания протокола о его результатах или от заключения договора аренды.

В случае признания торгов такими, что не состоялись, их организатор имеет право объявить проведение данной процедуры повторно.

Что касается участника, который уклонился от дальнейшего заключения сделки, то сведения о нем вносятся в специальный реестр недобросовестных участников аукциона. Обязанности по ведению данного реестра возлагаются на специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Источник: //lawnedinform.com/kak-provoditsya-auktsion-po-arende-zemelnyh-uchastkov-2/

Адвокат Аврелин
Добавить комментарий