Искусственно созданный земельный участок это

Статья 22.3. Особенности государственной регистрации права собственности на искусственно созданный земельный участок

Искусственно созданный земельный участок это

Комментарий к статье 22.3 ФЗ – О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Статьей 11.1 ЗК РФ дано понятие земельного участка, согласно которому можно сделать вывод, что земельный участок – это природный объект. В той же статье ЗК РФ также предусмотрена возможность создания искусственных земельных участков. При этом оговорено, что искусственные земельные участки могут создаваться только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В частности, создание искусственных земельных участков предусмотрено:

– ст. 16 ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”;

– ФЗ “Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;

– ст. 6 ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Необходимость создания искусственных земельных участков обусловлена недостатком свободных площадей в прибрежных зонах. Искусственные земельные участки создаются на водных объектах. Например, искусственные острова в Персидском заливе (Объединенные Арабские Эмираты). Международный аэропорт Кансай фактически является искусственным островом в Японском море.

В России такая практика используется больше для решения промышленных задач, в том числе утилизации крупных промышленных объектов (нефтяных платформ, например). Также строятся искусственные острова, подобные построенным в Объединенных Арабских Эмиратах, Японии. Например, к Олимпиаде в Сочи в 2014 г.

планировалось завершить строительство трех искусственных островов для размещения отелей “Сакура”, “Молодая Луна”, “Федерация” .

——————————–

URL: http://www.rb.ru/article/v-sochi-postroyat-iskusstvennye-ostrova-klassa-lyuks/5404717.html.

Оформление искусственных земельных участков больше похоже на оформление сооружений: необходимо решение о создании искусственного земельного участка, разрешение на его ввод в эксплуатацию. И действительно, в соответствии со ст.

3 ФЗ “Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, – сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

Вместе с тем с технической точки зрения искусственный земельный участок проходит кадастровый учет аналогично обычному земельному участку с той лишь разницей, что необходимо предоставление дополнительных документов. Однако в целом постановка на кадастровый учет происходит на основании все того же межевого плана.

Созданию искусственного земельного участка должно предшествовать оформление договора водопользования в соответствии с ВК РФ. Однако на государственную регистрацию права на искусственный земельный участок предоставлять данный договор не требуется.

2.

Для получения разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, заинтересованное лицо направляет в орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, заявление о создании искусственного земельного участка и следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя – физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей – для индивидуальных предпринимателей или выписка из ЕГРЮЛ – для юридических лиц;

2) проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

3) схема размещения искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;

4) обоснование создания искусственного земельного участка;

5) заключения органов государственной власти, органов местного самоуправления о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);

6) замечания органов государственной власти, органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);

7) документ о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка по итогам работы согласительной комиссии (при наличии).

При этом органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, являются:

1) Правительство РФ в случае, если планируется создание искусственного земельного участка для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если искусственный земельный участок создается на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, либо на водном объекте или его части, которые находятся в федеральной собственности и не расположены на территориях субъектов РФ;

3) орган исполнительной власти субъекта РФ в случае, если создается искусственный земельный участок на водном объекте, который находится в федеральной собственности и расположен на территории субъекта РФ, за исключением двух вышеперечисленных случаев.

В соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ “Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части, должно содержать:

– указание на водный объект, находящийся в федеральной собственности, или его часть, на которых планируется создание искусственного земельного участка;

– указание на планируемое использование искусственного земельного участка с указанием предполагаемого целевого назначения, в том числе вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка, а также на конкретный объект капитального строительства, для размещения которого создается искусственный земельный участок, в случае, если это предусмотрено проектом разрешения на создание искусственного земельного участка;

– планируемое местоположение искусственного земельного участка.

Указанные выше органы также выдают разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию. К заявлению о выдаче разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию в соответствии со ст.

12 ФЗ “Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” необходимо приложить следующие документы:

1) разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка;

2) акт приемки искусственного земельного участка (в случае, если предоставление такого акта для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрено ГрК РФ);

3) документ, подтверждающий соответствие искусственного земельного участка требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим его создание;

4) документ, подтверждающий соответствие параметров искусственно созданного земельного участка проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим его создание;

5) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии искусственно созданного земельного участка требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического надзора.

3.

Договор о создании искусственного земельного участка, о котором говорится в комментируемой статье, представляет собой соглашение, где одна сторона (лицо, с которым заключен договор) в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется выполнить работы, необходимые для создания искусственного земельного участка, осуществить строительство объектов капитального строительства на искусственном земельном участке в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и проектной документацией, а другая сторона (орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется обеспечить утверждение документации по планировке территории, подготовленной лицом, с которым заключен договор.

4.

В целях упрощения государственной регистрации искусственного земельного участка и созданного на нем сооружения была введена норма, согласно которой в случае представления на государственную регистрацию разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка вместе с расположенным на нем объектом капитального строительства в эксплуатацию, государственная регистрация права собственности на указанный объект капитального строительства осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности на искусственно созданный земельный участок. При этом на объект капитального строительства необходимо представить отдельный кадастровый паспорт.

813

No votes yet.

Please wait…

Источник: https://narodirossii.ru/?p=5026

Искусственный земельный участок доклад

Искусственно созданный земельный участок это

Выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, либо на водном объекте (его части), который находится в федеральной собственности и не расположен на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением случая создания искусственного земельного участка на водном объекте в границах морского порта

Получатели услуги

Заявление о создании искусственного земельного участка (оригинал, 1 экз.).

К указанному заявлению прилагаются следующие документы: — копия документа, удостоверяющего личность заявителя — для физического лица; — выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуальных предпринимателей; — выписка из единого государственного реестра юридических лиц — для юридических лиц; — проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части; — схема размещения искусственно созданного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части; — обоснование создания искусственного земельного участка; — заключения органов государственной власти, органов местного самоуправления о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии); — замечания органов государственной власти, органов местного самоуправления по проекту разрешения на создание искусственного земельного участка (при наличии);

— документ о согласовании проекта разрешения на создание искусственного земельного участка по итогам работы согласительной комиссии (при наличии).

Срок выдачи разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте составляет тридцать календарных дней с момента регистрации соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов в территориальном органе Росводресурсов.

Результат оказания услуги

Для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской федерации, либо на водном объекте (его части), который находится в федеральной собственности и не расположен на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением случая создания искусственного земельного участка на водном объекте в границах морского порта, необходимы следующие документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организациях: а) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц.

Документы, перечисленные выше, могут быть представлены заявителем по собственной инициативе.

Выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, который находится в федеральной собственности, полностью расположен на территориях соответствующих субъектов российской федерации и использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов российской федерации, либо на водном объекте (его части), который находится в федеральной собственности и не расположен на территориях субъектов российской федерации, за исключением случая создания искусственного земельного участка на водном объекте в границах морского порта

Выдача разрешений на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности или его части в границах морского порта

Государственная услуга по выдаче разрешений на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности или его части в границах морского порта осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта на основании статьи 5 Федерального закона от 19 июля 2011 г.

№ 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2012 г.

№ 559 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте» (интерактивная ссылка), Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части в границах морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 21 февраля 2013 г. № 58. Как получить услугу

Отв.: Управление внутреннего водного транспорта

Клюкин Александр Владимирович, тел. +7 (495) 626-98-69

Крамарь Виктор Григорьевич, тел. +7 (495) 626-11-95

Шайхитдинов Ильнур Ильдарович, тел. +7 (495) 626-98-04

Выдача разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка

Выдача разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка в границах морских портов и (или) на основании решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта

Государственная услуга по выдаче разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка в границах морских портов и (или) на основании решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта на основании статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (интерактивная ссылка), Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 г. № 769 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти на выдачу разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка» (интерактивная ссылка), Административного регламента Федерального агентства морского и речного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка в границах морских портов и (или) на основании решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 22 марта 2013 г. № 95. Как получить услугу

Отв.: Управление внутреннего водного транспорта

Клюкин Александр Владимирович, тел. +7 (495) 626-98-69

Крамарь Виктор Григорьевич, тел. +7 (495) 626-11-95

Шайхитдинов Ильнур Ильдарович, тел. +7 (495) 626-98-04

Искусственные земельные участки как объекты земельного права

Дата публикации: 04.04.2016 2016-04-04

Статья просмотрена: 844 раза

Библиографическое описание:

Источник: http://nskstars.ru/iskusstvennyj-zemelnyj-uchastok-dok/

Искусственный земельный участок это

Искусственно созданный земельный участок это

Отвечает Анастасия Юркевич, начальник отдела регистрации прав на земельные участки Управления Росреестра по Томской области – Искусственный земельный участок – сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, путем намывания или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию земельным участком.Такие земли могут находиться в собственности: – Российской Федерации, в случае если участок создан за счет средств федерального бюджета; – субъекта Российской Федерации, в случае если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств бюджета субъекта РФ; – муниципального образования, в случае если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств местного бюджета; – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица, в случае если создание искусственного земельного участка осуществлено такими лицами на основании заключенного с ними договора о создании искусственного земельного участка.Право собственности регистрируется на основании решения о создании искусственного земельного участка и разрешения на его ввод в эксплуатацию, а также договора о создании участка, в случае если на него возникает право общей долевой собственности.

Аннотация В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением правовой природы искусственного земельного участка.Автор проводит анализ подходов к её определению, содержащихся в литературе до принятия Федерального закона «Об искусственных земельных участках…» и показывает практическую значимость приёма дуалистической природы искусственного земельного участка, применённого законодателем.

Ключевые слова: договор о создании искусственного земельного участка., земельный участок, искусственный земельный участок, намывные территории, сооружение Abstract The article discusses the issues connected with studying of legal essence of the artificial land plot.

Участки суши, отвоёванные человеком у моря и получившие общепризнанное неформализованное наименование «намывные территории», издавна использовались для создания на них жилых зданий и объектов промышленного назначения.

Keywords: agreement of creation of artificial land plot, alluvial territories, artificial land plot, construction, ground area Рубрика: ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Библиографическая ссылка на статью: Павлова М. Искусственный земельный участок: долгий путь к правовой определённости // Современные научные исследования и инновации.

Особую инвестиционную привлекательность они получили в связи с серьёзными экономическими изменениями в Российской Федерации, начало которым было положено в конце прошлого столетия.

Несмотря на широкомасштабный процесс формирования гражданского законодательства, намывные территории оставались не включёнными в систему вещных прав и существовали «вне закона».

В литературе 90-х годов 20-го века и в начале 2000-х годов рассматривается два подхода к формированию понятия намывной территории: через строительные нормы и правила, регламентирующие технологию создания объекта капитального строительства методом намыва (отсыпки), и через приращение прибрежного земельного участка в береговой полосе водного объекта.

Проанализировав терминологию, содержащуюся в литературе и нормативных правовых актах того времени, можно выделить несколько применимых к объекту исследования терминов.

Впервые понятие «искусственный земельный участок» на законодательном уровне было закреплено в Федеральном законе от 08 ноября 2007 года «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ[5].

В качестве примера упомянем «намывные территории», «искусственные территории в акватории водных объектов» (Тикк О. А.[2]), «намывная территория», «намывная (искусственная) территория», «территория, созданная путём намыва» (Быстрова Д.

В данном законе понятие территории применительно к земельному участку было сформулировано гораздо шире того узкого смысла, который вкладывался в это находящееся «вне закона» явление.

А.[3]), «искусственно образованный участок суши» (Замышляев Д. Законодатель прервал дискуссию о том, участок ли это или сооружение, земля ли это или объект капитального строительства.

Создание и использование искусственных земельных участков в

Его воля достаточно чётко выражена в упомянутом законе, который даёт ответ: «Земельный участок».

Далее Закон о морских портах единым определением распространил это понятие не только на территории, образованные методом намыва, но и, что совершенно справедливо, исходя из технологий, закрепляемых в строительных нормах и правилах, методом отсыпки[6].

Парадокс налицо — искусственный земельный участок, возможно, образовать из материалов, не имеющих отношения непосредственно к земле как к материалу, из которого он создаётся.

Затем, что уже было сверх понимания большой части юристов, сталкивавшихся с образованием искусственных территорий, Закон дал понять, что, помимо намыва и отсыпки, возможно применение иных технологий, умолчав, каких именно.

Таким образом, прерванная дискуссия относительно «земля или сооружение» имела право разгореться с новой силой, тем более, что Закон о морских портах, сформулировав понятие «искусственный земельный участок», не установил принципы правового регулирования процедуры создания земельных участков, а также приобретения инвесторами прав на них.

Однако в свете мировой практики строительства объектов на море отмечались случаи создания, например, в Японии, искусственных островов из переработанных бытовых отходов.

Более того, понятие искусственный земельный участок был применён исключительно в отношении территории морских портов, исключая из сферы правового регулирования иные искусственные земельные участки, на которых, например, в Санкт-Петербурге, осуществлялась обширная жилищная застройка.

Таким образом, понятие, данное в законе, было достаточно прогрессивным и весьма смело вносило в категорию искусственных земельных участков те территории, которые можно было создавать отнюдь не из земли. Практика Санкт-Петербурга пошла по весьма неоднозначному пути приращения территории субъекта Российской Федерации за счёт акватории Финского залива (федерального объекта)[9].Практика Ленинградской области развивалась по пути создания гидротехнических сооружений.Ярким примером является морской порт Усть-Луга, в котором намывные территории для размещения морских терминалов создавались как объекты капитального строительства.Их строительство осуществлялось по проектной документации, получившей положительные заключения государственной экологической и государственной экспертиз, объекты вводились в эксплуатацию как гидротехнические сооружения и поступали в собственность инвестора, за счёт которого были созданы.

Образование искусственных земельных участков на водных

Практика Ленинградской области была поддержана несколькими субъектами Российской Федерации.

В развитие тенденции, начало которой было положено Законом о морских портах, Федеральный закон от 19 июля 2011 года «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности…» № 246-ФЗ[10] сформулировал понятие искусственного земельного участка применительно к участкам, созданным на водных объектах, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона «искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, – сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком».Этим же законом были внесены изменения в Закон о морских портах, приводившие терминологию к единому значению.При этом необходимо отметить, что формулировка понятия искусственного земельного участка существенно изменилась после принятия Государственной думой в первом чтении в июне 2009 года проекта Федерального закона «Об искусственных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором слово «сооружение» применительно к территории отсутствовало.Таким образом, дискуссия по вопросу «земельный участок или сооружение?» была окончательно завершена, но не выбором в пользу одного или второго вариантов.

Источник: http://kite.com.ru/semeinoe/iskusstvennyy-zemelnyy-uchastok-eto

Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них

Искусственно созданный земельный участок это

Все мы привыкли отождествлять земельный участок с живой природой, с её составной частью.

Однако, человечество уже давно создаёт искусственные земельные участки для различных целей использования: это и Острова Пальм в Дубаи, остров из прессованного мусора и международный аэропорт Кансай в Японии построен на искусственных землях, в России часть территории Санкт-Петербурга расположена на насыпной территории.

А по различным оценками, до 40 % территории Нидерланд и до 60 % территории Дании образованы в результате деятельности человека. [1] И это лишь малая часть примеров из множества уже созданных искусственных участков суши, а сколько ещё проектов ждёт своего осуществления!

Всё это свидетельствует об актуальности развития строительства искусственных участков земной поверхности, чему способствует ещё и гораздо более низкая цена таких участков, нежели цена «натуральной» земли. В связи с этим в области правового поля возникает множество вопросов, касающихся оборота искусственных земельных участков и регистрации прав на них.

Итак, понятие искусственного земельного участка содержится в Федеральном законе от 19 июля 2011 год № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Итак, под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, понимается «сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком».

[2] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что такие земельные участки создаются двумя основными способами: путём отсыпки грунта или намыва; остальные способы создания/возведения искусственных участков суши законодатель не конкретизирует, т. к.

существует ещё множество различных способов, в том числе и те, которые будут известны в будущем.

Неотъемлемым признаком искусственно созданных участков суши, как мы можем видеть из вышеупомянутого федерального закона, является ввод их в эксплуатацию и признание их после этого земельными участками. Искусственные земельные участки, как указано в законе, могут либо прилегать к существующим участкам суши, либо быть отделены от них.

Если обратиться к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», то в статье 1 можно увидеть понятие природно-антропогенного объекта («природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение»), исходя из которого, можно сделать вывод о том, что искусственный земельный участок подпадает под это понятие тоже. [3] Однако оно гораздо уже, чем определение искусственного земельного участка в федерально законе № 246-ФЗ, из которого можно выделить обязательность ввода в эксплуатацию такого объекта и последующее его признание именно земельным участком. Но в целом, искусственный земельный участок, действительно является природно-антропогенным объектом.

Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости совершенствования понятия «искусственный земельный участок» и закрепления его в одном конкретном законодательном акте.

В свою очередь мы можем предложить следующий симбиоз двух понятий, объединённых в одно целое: искусственный земельный участок — это природно-антропогенное сооружение, создаваемое на водном объекте путём намыва или отсыпки грунта, а также иных технологий, которое признаётся земельным участком после ввода его в эксплуатацию.

Интересно отметить, что некоторые учёные категорически против самого термина «искусственный земельный участок», т. к.

они считают, что земля — это природный объект, который возник без участия человека и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан, поэтому употребление данного термина является некорректным.

И относить искусственные земельные участки к категории природных объектов нельзя, правильнее будет относить их к объектам капитального строительства. Такой позиции, к примеру, придерживается О. И. Красов.

Как уже было сказано, искусственный земельный участок, создаётся на водном объекте и в связи с этим могут быть изменены границы самого водного объекта, а также часть подводного дна, которая может стать уже частью суши вместе с искусственно созданным участком. Поэтому возникает необходимость перевода земель водного фонда в другую категорию.

Это закрепляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Как отмечает Н. Н. Мельников, для возведения искусственного земельного участка предоставляется не дно водоёма, а именно сам водный объект, т. к. на землях, покрытых поверхностными водами, не формируются земельные участки в соответствии со ст.

102 Земельного кодекса РФ. [4, с.48]

Но если земельные участки создаются на водных объектах, то закономерно возникает вопрос об их принадлежности к категории гидротехнических сооружений. Если обратиться к ст.

3 федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», то можно выявить важный признак гидротехнического сооружения — это цель его создания, а именно, для предотвращения негативного воздействия вод. Но искусственно созданные земельные участки не всегда выполняют именно эту функцию.

[5] Следовательно, отнести земельные участки, созданные человеком, к понятию гидротехнического сооружения можно далеко не всегда.

Т. к. водный объект, взаимосвязанный с искусственным земельным участком всегда находится в динамике и воздействует на его границы, то возникает вопрос о том, как же всё-таки регистрировать права на данный земельный участок.

Подобный вопрос возник в суд при рассмотрении дела об отказе регистрирующего органа зарегистрировать право собственности на пляже, границы которого омывались водами и постоянно менялись.

В связи с этим было невозможно установить точные границы земельного участка, поэтому регистрирующий орган отказывался признавать данный искусственный земельный участок объектом недвижимости. По итогам разбирательства суд вынес решение о необходимости руководствоваться технической документацией объекта и его целевым назначением.

В данном случае в документации было указано, что пляж возведён для укрепления берегового массива и гашения энергии волн, следовательно, пляж является гидротехническим сооружением, на которое следует признать и зарегистрировать право собственности. [6]

Как показывает анализ судебной практики, довольно часто возникают споры связанные с использованием искусственного земельного участка совместно с водоёмом.

Так в производстве Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа находилось дело о возврате берегоукрепительного сооружения в государственную собственность.

В материалах дела сообщалось, что ОАО приобрело в рамках приватизации берегоукрепительное сооружение в полуразрушенном состоянии. В ходе реконструкции этого сооружения было сооружён новый объект-причал, право собственности, на который было признано за ОАО.

В дальнейшем приватизация была признана недействительной, и государственный орган обратился в суд с истребованием предмета сделки обратно. Но суд установил, что возврат прежнего берегоукрепительного сооружения в натуре невозможен вследствие его полной реконструкции. [7]

Также, довольно часто возникают споры о квалификации объектов, эксплуатация которых предусматривает взаимосвязанное использование водного объекта и искусственного земельного участка.

Так в производстве арбитражного суда находилось дело об истребовании арендодателем имущества у арендатора по окончании срока аренды. Спор возник относительно затона, который арендодатель считал техническим сооружением.

Изучив техническую документацию суд пришёл к выводу, что затон в данном случае является именно водным объектом, к тому же арендатор так и не смог доказать возможность использования затона отдельно от водного объекта. [8]

Отметим, что государственная регистрация первичного права собственности на искусственный земельный участок происходит на основании решения о создании такого участка при наличии разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, и в случае, если земельный участок является общей долевой собственность, то для регистрации права необходим договор о создании искусственного земельного участка. Если на искусственном земельном участке находится объект недвижимости, то государственная регистрация права собственности на искусственный земельный участок происходит одновременной с регистрацией права на объект недвижимости на этом участке. При этом на каждый из объектов предоставляется свой кадастровый паспорт. Исходя из этих положений закона и вышесказанного нами, можно сделать вывод о том, что регистрация права на искусственные земельные участки во многом напоминает регистрацию прав на привычные нам объекты недвижимости. Например, для этих двух объектов необходимо разрешение на ввод в эксплуатацию. Так же, необходимо получить разрешение на создание земельного участка, по аналогии с разрешением на строительство объекта капитального строительства. Но вместе с тем, искусственный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учёт, как и обычный «естественный» земельный участок в привычном для нас понимании. [9]

Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой общественный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. На данный момент законодатель не обязывает проводить публичные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.

4 ФЗ № 246-ФЗ предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципального образования, где будет возведён искусственный земельный участок.

Гораздо рациональнее со стороны законодателя, было бы включить в закон императивную норму и размещении проекта такого участка в периодических изданиях, которые доступны гораздо более широкому кругу населения, чем сеть «Интернет».

Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусственного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодические издания, радио и телевидение.

Напомним, что в соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологически правонарушением. А т. к.

создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружающей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок [10, с.63].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование вопросов, касающихся искусственных земельных участков стоит на стыке правового регулирования гидротехнических сооружений и земельных участков.

Порой даже в судебных процессах возникают вопросы о том, чем же является предмет спора: гидротехническим сооружением или искусственным земельным участком.

И хоть создание подобных участков суши известно уже много веков, законодательство нуждается в более детально и конкретно регулировании этого вопроса, в особенности, конкретизации понятия и признаков искусственных земельных участков.

А также в детальном регулировании процедуры создания таких участков, включающую в себя обязательный учёт мнения населения, которое должно широко информироваться о существовании проекта по созданию искусственного земельного участка.

Литература:

1.         https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_остров

Источник: https://moluch.ru/archive/99/22160/

Адвокат Аврелин
Добавить комментарий