Фактическое использование земельного участка это

Разъясняем законодательство

Фактическое использование земельного участка это

Разъясняет: заместитель прокурора Центрального административного округа г.Курска Дудина Ирина Генриховна

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена, как известно, статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на:

граждан в размере — от 500 до 1000 рублей;

должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;

юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Текст указанной статьи, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения:  использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника.

Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.

Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю:

В соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

Таким образом, имея на руках постановление о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, охватывает целый ряд норм действующего законодательства Российской Федерации.

Это может быть ведение строительства без разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами строительства и архитектуры; ведение мелкорозничной торговли без разрешения органов местного самоуправления, проведение земельных работ без согласования Государственного архитектурно-сроительного надзора и т.д.

Источник: http://prockurskobl.ru/legislation/298.html

Правовые подходы по рассмотрению споров, связанных с перерасчетом арендной платы при изменении фактического использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Фактическое использование земельного участка это

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы о правовых подходах по рассмотрению споров, связанных с перерасчетом арендной платы за пользование земельным участком, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

ABSTRACT

The article deals with the issues of legal approaches to the consideration of disputes related to the lease of a land plot located in state or municipal ownership.

Ключевые слова: Земельное право, земельный участок, аренда земельного участка, муниципальная собственность.

Keywords: land law, land plot, land lease, municipal property.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают несколько вариантов предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Такие земельные участки могут быть предоставлены на основании:

— решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

— договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

— договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

— договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Сам же порядок предоставления земельных участков напрямую зависит от права, по которому данный участок предоставляется (предоставление в собственность за плату, бесплатно, предоставление в аренду, безвозмездное пользование и т.п.), а потому каждая форма предоставления земельного участка имеет свои особенности.

Плата за пользование земельным участком определяется исходя из фактического вида его использования.

Рассмотрим пример из судебной практики о правомерности перерасчета арендной платы при изменении фактического использования земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Сложившаяся в настоящее время судебная практика подстверждает, что перерасчет считается правомерным поскольку ставки арендной платы должны соответствовать реальному уровню доходности земельного участка, который определяется с учетом его фактического использования.

В качестве обоснования суды отмечают, что согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.

Такие принципы определены Постановлением Правительства РФ от 16.07.

2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». В частности, указывается на принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Соответственно, регулирование ставок арендной платы, коэффициентов и их значений основано на общих принципах — и для муниципальных, и для государственных земель. Поэтому для ответа на рассматриваемый вопрос возможно применение норм и правовых позиций, относящихся к аренде земельных участков не только в муниципальной собственности, но и в государственной.

При рассмотрении споров о применении ставок арендной платы и коэффициентов в конкретных ситуациях суды учитывают вид разрешенного использования участка, определенный на основании кадастрового паспорта, технической документации, правоустанавливающих и иных официальных документов.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 06.05.2016 № Ф10-633/2015 по делу № А14-3438/2014 суд признал правомерным применение ставки 2% для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий на основании данных кадастрового паспорта.

Источник: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/5813

Фактическое пользование землей — что это?

Фактическое использование земельного участка это

Б. УТКИНБорис Уткин, начальник отделарегистрации прав на землю Московскойобластной регистрационной палаты.Существует мнение, что при переходе правасобственности на здание (сооружение) кновому собственнику переходит правопостоянного бессрочного пользованияземельным участком, которым пользовалисьфактически.

Так ли это на самом деле? А чтоозначает понятие «фактическое пользование»,определение которого отсутствует взаконодательстве? Попробуем разобраться вэтих непростых вопросах.В последнеевремя в ненормативных актах органовместного самоуправления очень частовстречаются такие формулировки:»предоставить земельный участок площадью…

гражданину А. в собственность бесплатно…по фактическому пользованию». Либо: «в связис тем, что гражданин Б. являетсясобственником дома, расположенного наданном участке, и фактически пользуетсяим…».

Соответствуют ли такие основаниядействующему законодательству о передаче вчастную собственность бесплатно земельныхучастков из состава земель, находящихся вгосударственной или муниципальнойсобственности?

Начнем с того, что взакрытом перечне прав на земельные участки,приведенном в главах III и IV Земельного кодексаРФ (далее — Кодекс), право фактическогопользования землей отсутствует. Нет такоговида вещного права и в ст. 216 ГК РФ.Понятие «фактическое пользованиеземельными участками» упомянуто в п. 4 ст. 3Федерального закона «О введении в действиеЗемельного кодекса Российской Федерации»,но там же установлено, что применениеданного понятия возможно только вотношении сделок с земельными участками,совершенных до вступления в силу ЗаконаСССР «О собственности в СССР» от 06.03.90 N 1305-1 иникак не позже!

Коль скоро правофактического пользованиязаконодательством не определено,попытаемся сами дать такое определение.От 15 и старшеИнтересно: есликто-то вечером погулял со своей собакой поколхозному полю, то он «фактически»пользовался этим полем или нет? Или толькособака пользовалась? Или все-таки надо хотябы грядку какую-то вскопать на участке? Иличто-нибудь состроить, сараюшкуплохонькую?

А возможно лиопределение «фактического пользования» безучета временного фактора? Ну, хорошо, кто-тоим «фактически» пользовался, но в течениекакого периода? Одного часа? Недели? Года?Десяти лет?..

Ведь если сущностные ивременные параметры «фактическогопользования» не определены, то под этопонятие можно подвести любое самовольноезанятие земельного участка вне зависимостиот его площади и времени «самозахвата»! А п. 1ст.

60 Кодексакатегорически запрещает такие действия…

На самом деле ответ на эти загадочныевопросы давно уже дан в ст.

234 ГК РФ оприобретательной давности: «лицо -гражданин или юридическое лицо, — неявляющееся собственником имущества, нодобросовестно, открыто и непрерывновладеющее как своим собственным недвижимымимуществом (каковым и является земельныйучасток. — Б.У.), в течение пятнадцати лет…приобретает право собственности на этоимущество».

Кроме того, согласно п. 3той же ст. 234 ГК РФ лицо, ссылающееся надавность владения, может присоединить ковремени своего владения все время, втечение которого этим имуществом владелтот, чьим правопреемником это лицоявляется. Отсюда понятно, чтоустановление срока «фактическогопользования» земельным участком менеепятнадцати лет будет противоречитьуказанной норме гражданскогозаконодательства.Кто прав припереходе прав?Однако есть по этомувопросу иная точка зрения, которая, ксожалению, до сих пор находит своеотражение в судебной практике. Еслиговорить кратко, суть этого подходазаключается в следующем.

В статье 35 Кодексаустановлено, что «при переходе правасобственности на здание, строение,сооружение, находящиеся на чужом земельномучастке, к другому лицу оно приобретаетправо НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙЧАСТИ земельного участка, занятой зданием,строением, сооружением и необходимой для ихиспользования, НА ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ И В ТОМ ЖЕОБЪЕМЕ, что и прежний их собственник» (здесьи далее выделено и подчеркнуто мною. — Б.У.).

Примерно такая же норма прописана и вст.

552 ГК РФ, гдеговорится о том, что покупательнедвижимости, находящейся на земельномучастке, не принадлежащем продавцу на правесобственности, приобретает правоПОЛЬЗОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЧАСТЬЮземельного участка НА ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ, что ипродавец недвижимости (тут вместо»использования» — «пользование», нетупоминания о «том же объеме» — но не будемпридираться по мелочам!).

Но вот изприведенных выше действующих нормзаконодательства сторонники «фактическогопользования» делают совершеннонеожиданный, просто ошеломляющий вывод:мол, таким образом, при продаже здания,сооружения к новому собственнику переходитне просто право пользования, а… ПРАВОПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯземельным участком. А если новыйсобственник — физическое лицо, то онавтоматически получает право бесплатнойприватизации земельного участка поправилам ст. 20 Кодекса! Проведеманализ указанных норм. В соответствии сгражданским и земельным законодательствомв общее понятие «права пользованияземельным участком» входят следующие видыправ:

— право постоянного (бессрочного)пользования (ст. 216 ГК РФ, ст. 20 Кодекса);

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/3286

Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование

Фактическое использование земельного участка это

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, работниками ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

    Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Жалоба может быть подана заявителем через ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга». При поступлении жалобы ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» обеспечивает ее передачу в Комитет не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    1. В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Комитета, указанного в пункте 1.3.1.1 административного регламента, Портала.

      При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

    2. Жалоба может быть подана заявителем через ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга». При поступлении жалобы ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» обеспечивает ее передачу в Комитет не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

      Жалоба может быть подана заявителем через СПб ГКУ «МФЦ». При поступлении жалобы СПб ГКУ «МФЦ» обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между СПб ГКУ «МФЦ» и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

    Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

    В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

    При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

    Жалоба должна содержать:

    • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
    • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
    • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
    • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

    Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

    Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

    В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

    По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

    • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
    • отказывает в удовлетворении жалобы.

    При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

    В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

    • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
    • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
    • основания для принятия решения по жалобе;
    • принятое по жалобе решение;
    • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
    • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

    Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

    По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

    • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
    • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

    Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

    • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

    В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

    В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

    Порядок обжалования решения по жалобе

    Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (указывается адрес и справочный телефон), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

    Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

    Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Источник: https://gu.spb.ru/471933/

Арбитражный суд Республики Северная Осетия — Алания

Фактическое использование земельного участка это

 Во исполнение  плана работы Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания  на 2 полугодие 2015 года,  изучена практика принятия судебных актов  в 2013-2014г. по взысканию арендных платежей или неосновательного обогащения за пользование землей. Изучение правоприменительной практики суда выявило ряд вопросов, вызывавших затруднения при принятии решений.

При составлении обобщения были использованы материалы апелляционной и кассационной практики по проверке судебных актов, принятых Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания.

1.

Незаключенность договоров аренды не исключает обязанности арендатора возместить стоимость фактического пользования земельными участками на основании норм Кодекса о неосновательном обогащении

В силу требований пункта 2 статьи 609 Кодекса и пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации.
На основании пункта 3 статьи 433 Кодекса договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. При отсутствии государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества является незаключенным (пункт 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Между тем незаключенность договоров аренды не исключает обязанности арендатора возместить стоимость фактического пользования земельными участками на основании норм Кодекса о неосновательном обогащении (глава 60).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Кодекса).
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее — постановление Пленума N 73), разъяснено следующее: в ситуации, когда сторонами достигнуто соглашение в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то в случае если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации), и оснований для применения судом положений статьи 1102 и 1105 этого Кодекса не имеется.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами. Если названным соглашением установлена неустойка за нарушение условий пользования имуществом, она подлежит взысканию с должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
В части 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы арендатор обязан вносить арендную плату по ставкам, установленным нормативными правовыми актами уполномоченных органов на очередной период.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09 разъяснил, что, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, постольку ссылки о не согласовании размера арендной платы не принимается судом.

2.Субъекты Российской Федерации и муниципальных образований наделены полномочиями по установлению арендной платы на земельные участки, находящиеся в их собственности. На федеральном уровне отсутствует  единая  методика расчета ставок арендной платы. Изменена судебная практика.

Источник: http://alania.arbitr.ru/node/13392

Фактическое землепользование

Фактическое использование земельного участка это
Бесплатная консультация адвоката по земельным вопросам
Цены на услуги адвоката по земельным вопросам

Петр Романовский, юрист автора:  5 Написано статей:  540

Фактическое землепользование является актуальной проблемой в сфере юриспруденции и экономики. Несоблюдение правил регистрации и оформления прав собственности на землю приводит не только к затруднению использования территорий. Отклонения от норм оформления влияют и на темпы развития рынка недвижимости Российской Федерации.

Чаще всего случаи отказа от оформления встречаются по причине нежелания брать ответственность по:

  1. оплате налогов;
  2. совершению арендной платы;
  3. восстановительным процедурам с земельными участками.

Доказать право собственности на землю, которая не имеет официального оформления, практически невозможно.

Государственное законодательство создает условия, необходимые для своевременного и правильного оформления земельного участка во избежание проблем при использовании недвижимости (аренда, продажа, раздел имущества).

Правовой основой в сфере землевладения являются федеральные законы. К сожалению, их действие не всегда находит правильное применение на практике.

Участники и категории в земельных отношениях

В соответствии с Земельным кодексом РФ землепользователями могут выступать:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. образования государственного и муниципального значения.

Фактическое землепользование включает следующие категории:

  1. граждане, которые обладают правами собственности на использование объекта недвижимости;
  2. граждане, которые заняли определенный земельный участок без регистрации документов и оформления юридических прав;
  3. лица, которые получили право собственности во время действия официальных юридических документов (полная выплата аренды, вступление в права наследства).

Несанкционированный захват территории наказывается государственным законодательством в рамках административной ответственности.

Проблема идентификации земельных участков

Практика показывает, что во многих ситуациях доказать несанкционированный захват земли практически невозможно. Сложность заключается в отсутствии критериев для идентификации определенного участка территории. В данном случае, правильно урегулировать гражданские отношение очень сложно.

Если в Кадастре государственной недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, то фактически невозможно определить его границы. Следовательно, провести судебное разбирательство в соответствии с государственными нормами нельзя.

Незарегистрированная в кадастровом учете недвижимость не имеет никаких гарантий для собственников.

В виду этого, власти вынуждены вводить в правовую базу обособленное понятие «фактическое землепользование», за которым закрепляются конкретные нормы применения в судебной практике.

Бесплатная консультация адвоката по земельным вопросам
Цены на услуги адвоката по земельным вопросам
3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

02

Бесплатная горячая линия
8 800 511 38 27
(Москва и регионы РФ)

03

Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

Обязанности землепользователей

Фактическое землепользование предполагает ряд обязанностей, которые принимают граждане, использующие определенную территорию:

  1. охрана лесных ресурсов, водоемов и экосистем;
  2. соблюдение норм и правил пожарной безопасности;
  3. соответствие регламентам Градостроительного кодекса РФ;
  4. противостояние загрязнению и борьба с процессами загрязнения почв, водоемов и воздуха;
  5. не допускать ухудшения состояния плодородных почв.

Документальные особенности использования земли

Несмотря на несовершенство законодательства в данной сфере, фактическое землепользование должно подкрепляться определенными бумагами и документами:

  1. бумага, указывающая на официальное разрешение использовать определенную часть земли;
  2. нотариально заверенный договор, указывающий на приобретение объекта недвижимости, расположенного на исследуемом земельном участке;
  3. результат судебного процесса, указывающий на то, что конкретные лица имеют право использовать участок земли или объекты недвижимости, расположенные на его территории.

Несовершенство законодательства в данной правовой области обуславливает некоторые разногласия. Многие специалисты не согласны с правильностью использования вышеуказанных документов в качестве подтверждения права на использование земли.

Тут же следует учесть, что лица, которые используют земельный участок на протяжении пятнадцати лет, могут свободно претендовать на право собственности. Гражданский кодекс РФ в данном случае учитывает свойство преобретательной давности и регламентирует для него определенные требования. Право собственности приобретается через пятнадцать лет использования, если гражданин:

  1. непрерывно использует земельный участок;
  2. несет ответственность за его сохранность и содержание;
  3. добросовестно и открыто ведет деятельность на определенном земельном участке;
  4. выполняет обязанности на ряду с собственниками имущества на протяжении всего времени.

Особенности фактического землевладения в разрезе государственного законодательства

В Земельном кодексе теоретические и практические вопросы землевладения остаются актуальными и на сегодняшний день. Проблема присвоения определенного статуса лицам, которые на сегодняшний день являются фактическими землепользователями, остро затрагивает решения высших органов управления.

На данный момент государственное законодательство устремлено в повышение эффективности процессов синхронизации правовых основ с регламентами Земельного кодекса. В данном случае основной целью является поиск механизмов, которые бы смогли максимизировать ответственность землепользователей по отношению к земельным ресурсам.

Обеспечить масштабный процесс приватизации необходимо на высших уровнях законодательной власти. Такие процессы положительно отобразятся на экономических результатах, урегулировании гражданских и земельных отношений. Повышение контроля улучшит и условия проведения судебных процессов в данной сфере юриспруденции.

Источник: https://advocate-service.ru/zemlya/fakticheskoe-zemlepolzovanie.html

Фактическое использование земельного участка это

Фактическое использование земельного участка это

Смена владельца, оформление в собственность, страхование, закладывание, сдача в аренду – далеко не полный список ситуаций, когда необходим кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Земельный кодекс фактическое

Смена владельца, оформление в собственность, страхование, закладывание, сдача в аренду – далеко не полный список ситуаций, когда необходим кадастровый паспорт объекта недвижимости.

Собираясь приобретать и/или оформлять в Росреестре землю, стоит узнать, как выглядит кадастровый паспорт на земельный участок, какие сведения в нем прописываются и когда этот документ подлежит замене.

Если земельный участок в нем не учтен, необходимо обращаться в подразделение Кадастровой палаты по месту нахождения объекта с заявлением о внесении в реестр.

Вот как выглядит фото кадастрового паспорта земельного участка.

Соглашение о фактическом использовании

Документ состоит из четырех форм, на практике владельцу земли часто выдается только одна: Документ подлежит замене, только если претерпели изменения данные владельца (ФИО, адрес регистрации по месту жительства) или характеристики земельного участка (произошло слияние либо разделение, наложено или снято обременение и др.).

В этом случае об изменениях следует незамедлительно уведомить Кадастровую палату.

  • Как свидетельствует образец кадастрового паспорта на земельный участок, объекту будет присвоен новый номер, а предыдущий непременно укажут в новой выписке из кадастрового реестра.
  • В настоящее время возглавляет юридический отдел крупного агентство недвижимости. Константин параллельно работает на нашем проекте, где бесплатно отвечает на ваши вопросы.
  • В Митино пресекли нецелевое использование арендованного земельного участка, об этом сообщила пресс-служба Государственной инспекции по контролю за использованием объектов столичной недвижимости.
  • Было установлено, что фактическое использование земельного участка не соответствует целям предоставления по договору аренды.

Как уточнили в пресс-службе речь идет об участке на улице Фабричная в поселке Новобратцевский, владение 6.

В настоящий момент зафиксировано, что предприятие общественного питания прекратило свою деятельность.

Что такое разрешенное использование

Земельный участок используется в соответствии с условиями договора аренды.

Фактическое использование земельного

Участок сформирован, поставлен на кадастровый учет. Физическое лицо в порядке, предусмотренном ст.

36 ЗК РФ, как собственник зданий обращается в компетентный муниципальный орган с заявлением о выкупе земельного участка.

До подписания договора физическое лицо обязывают подписать соглашение об оплате фактического использования земельного участка за три года, предшествующих обращению с заявлением о выкупе.

  • У физического лица на праве собственности (право зарегистрировано в ЕГРП) есть два отдельно стоящих здания, расположенных на одном земельном участке.
  • Заявление рассматривают, готовят договор купли-продажи. Причем плата за фактическое использование взимается по ставкам арендной платы. Ничего утешительного- пользование землей в РФ платное.
  • Даже в реквизитах на оплату указано: плата за аренду участка. пыталась цепляться за то, что у нас участок не сформирован. возможность выиграть только если вы платили земельный налог.

Поясню, что земельный участок ранее ни на каком праве не предоставлялся, договор аренды никогда не заключался. выдержка из судебного решения: Использование земли в Российской Федерации является платным.

Физик пытается разобраться, в чем дело, и пишет письменный запрос. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Плата за фактическое пользование

Ему отвечают, что в соответствие с действующим законодательством землепользование является платным и все. Он возражает, говорит, что есть две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата. Ему больше ничего не объясняют, а говорят: не подпишешь соглашение – не получишь договор.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Основанием для первого являются соответствующие права на землю, второй – договор аренды.

Кроме того, в судах общей юрисдикции нашего города сложилась такая практика, что требование муниципалитета признают законным. Если бы речь шла о небольших суммах, то спорить бы не стали.

Таким образом, Общество, являясь пользователем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, является плательщиком налога.

Имеющиеся в материалах дела платежные поручения подтверждают уплату земельного налога на спорный земельный участок, поэтому у суда отсутствовали основания для взыскания с Общества неосновательного обогащения в виде сбереженной арендной платы.

Практика применения норм земельного

И еще цитата из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от N А74-2975/03-К1-Ф02-409/04-С2 В кассационной жалобе содержатся доводы о том, что материалами дела не подтверждено владение ответчиком спорным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.

По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО «Абаканское рудоуправление» пользуется земельным участком без правоустанавливающих документов, в связи с чем должно вносить арендную плату.

  • Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия неосновательного обогащения, так как ответчик оплатил налог за пользование спорным земельным участком в 2003 году, что является его обязанностью при отсутствии договора аренды.
  • Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правильными выводы Арбитражного суда Республики Хакасия об отказе в иске.
  • В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Российской Федерации «О плате за землю» пользование землей в Российской Федерации является платным.

Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Совсем недавно встречала постановление одного из верхних, не помню чье, где суд посчитал, что поскольку собственник здания однозначно должен быть собственником ЗУ под ним, то взыскания за этот ЗУ незаконны.

Если в ситуации как у evgeniy1985 (только у нас собственник нежилого встроенного помещения ООО) во избежание платы за фактическое пользование земельным участком продать нежилое встроенное помещение другому «родственному» ООО?

Согласно постановлению главы муниципального образования «Город Абаза» от N 821 ООО «Абаканское рудоуправление» обязано заключить договор аренды на спорный земельный участок с .

При таких условиях следует признать правомерной уплату ответчиком налога за пользование спорным участком в 2003 году и отсутствие у него неосновательного сбережения.

После постановки участка на учет и присвоения ему кадастрового номера владелец вправе при любой необходимости обратиться за кадастровым паспортом и получить его в нужном количестве экземпляров.

Категории земель — это система классификации всех территорий РФ, которая основана на их целевом назначении.

Соответственно, в силу природных характеристик местности, использовать эту территорию для строительства завода или фабрики нерационально.

  • В свою очередь, целевое назначение — это система характеристик: экологических, биологических, геологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли.
  • Общее Раздел на категории помогает сохранить и защитить земли как природный объект, поэтому при классификации учитывают фактическое состояние территории.

Источник: http://megayalta.com.ru/fakticheskoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka-eto

Адвокат Аврелин
Добавить комментарий