Если не приватизировать земельный участок что будет

Как приватизировать земельный участок — Приватизация земли, 2019

Если не приватизировать земельный участок что будет

Приватизация земельного участка под частным домом, в садовом обществе или просто в городе или селе под застройку и обслуживание зданий и сооружений — хотя и бесплатная в пределах норм, установленных законом, однако требует затрат времени на получение, согласование и оформление многочисленных документов, финансовых затрат (денег), связанных с разработкой технической документации и отводом земли.

Если Вы задались вопросом: как приватизировать землю в 2019 году, что для этого нужно, сколько это будет стоить, сколько необходимо времени и усилий, стоимость / цена прохождения всех процедур, — то эта статья для Вас.

При этом необходимо отметить, что нижеописанные процедуры являются достаточно сложными и обычно их сопровождением (их прохождением, подготовкой и оформлением всех документов) занимается юрист по земельным делам.

Что такое приватизация земельного участка и юридическое сопровождение этой процедуры

Приватизация — это переход (отчуждение) объекта (имущества) права государственной или коммунальной собственности в частную собственность.

Понятие же «приватизация земли» означает получение права собственности на определенный участок и его последующую регистрацию в Государственном реестре вещных прав. Это длительный процесс, в результате которого государство передает право собственности на индивидуально определенный земельный участок конкретному частному лицу.

Смотрите также определение понятия «приватизация земли» в Википедии (укр.).

Сопровождение приватизации и юридическое обслуживание по другим земельным вопросам

Отметим, что юристы АО «Альва Прайвеси» занимаются полным профессиональным юридическим сопровождением всех этапов процедуры приватизации земли, которое включает:

  1. получение разрешений и согласований на разработку специальной технической землеустроительной документации для формирования выбранного земельного участка;
  2. вынесение решения уполномоченным органом гос. власти о передаче соответствующего участка в частную собственность;
  3. помощь правильно и оперативно подготовить необходимый пакет документов для регистрации предоставленного права.

Такое сопровождение может быть заказано в нашем объединении как отдельная правовая услуга (отдельный разовый объем работ), а в случае если, например, предприятие или иной бизнес — субъект находится на абонентском юридическом обслуживании АО Альва Прайвеси, то наши юристы и адвокаты будут выполнять все необходимые действия и поручения в рамках отведенного абонентского времени.

Как приватизировать землю: процедура и этапы получения права собственности

В процедуре первоначального получения права частной собственности на землю можно выделить следующие этапы технической, юридической и консультативной работы по отводу участка:

Название и краткое содержание этапаОриентировочное время ожидания результата
Поиск «свободного» земельного участка в соответствии с заданными характеристиками (получение исходных данных и характеристик земельного участка, проверка по данным реестров (форма собственности, имеющиеся вещные права, целевое назначение и др.)1 — 2 дня
Помощь в разработке и согласовании «специальной» технической документации:
  • Подготовка текста ходатайств / заявлений и необходимого пакета документов для подачи в соответствующий уполномоченный орган с целью получения разрешения на разработку предусмотренной законом технической документации;
  • Подача готового пакета документов.
3 – 10 дней
Получение разрешения от уполномоченного органа на разработку (заказ) технической землеустроительной документации (или использование права на изготовление тех. документов по принципу «молчаливого согласия», предусмотренного земельным законодательством Украины)30 дней
Заказ технической документации в специализированной землеустроительной организации.На этом этапе возникает необходимость в большом количестве «сопутствующих» действий, таких как получение информации о согласовании такой документации в соответствующих местных органах земельных ресурсов, архитектуры, получение выписки из детального плана соответствующей территории, переписка и / или личный прием у главного архитектора района, других специалистов.от 90 до 180 дней
Согласование разработанной технической землеустроительной документации в Государственном земельном кадастре (включая в себя подготовку заявлений и пакета документов для предоставления; переписку с ГЗК, предоставление дополнительных объяснений, внесение изменений в техническую документацию при необходимости)от 60 до 90 дней
Сопровождение в процессе присвоения «уникального» кадастрового номера, который предоставляется определенному земельному участку и вносится в ГЗК, получение выписки из ГЗК, предусматривающее составление и подачу заявления в центр предоставления админ. услуг)до 30 дней
Подача ходатайства (установленной законодательством формы) в соответствующий орган с целью получения от него решения об отводе земельного участка в личную частную собственность.2 – 5 дней
Мониторинг прохождения личного дела по приватизации земельного участка в соответствующем органе (проверка внесено ли дело в повестку дня, получение информации о результатах ания)от 60 до 90 дней
Мониторинг по результатам ания в отношении принятия решения о передаче земельного участка в собственность.от 60 до 90 дней
Фактическое получение подписанного текста решения о приватизации участка.2 – 5 дней
Регистрация права собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество:
  • подготовка документов для подачи;
  • подача заявления и необходимого пакета документов в центр предоставления админ. услуг;
  • получение извлечения / выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество.
5 дней

Стоимость юридических услуг по полному сопровождению прохождения всех вышеописанных процедур можно определить только очень приблизительно и она может колебаться от 30000 до 80000 гривен. Конечная цена, конечно же, будет зависеть от конкретных обстоятельств, а также объема правовой помощи юристов.

Как приватизировать земельный участок в Киеве

В городе Киеве процедура получения права на землю из земель коммунальной собственности, бланки необходимых заявлений и ходатайств утверждены решением Киевского городского совета от 20 апреля 2017 года № 241/2463 «Об утверждении Порядка приобретения прав на землю из земель коммунальной собственности в городе Киеве» (укр.), с которым можно ознакомиться по ссылке.

Во всех случаях, после получения положительного решения компетентного органа о предоставлении земельного участка в личную частную собственность, такое право следует зарегистрировать в ЕГР, что производится государственным регистратором.

Кто имеет право на бесплатное получение земли в собственность (приватизацию)?

Что касается ответа на вопрос, кто именно и в каких случаях имеет право на бесплатное получение земли, следует отметить, что любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеет право на получение участка из земель коммунальной или государственной собственности в свою частную собственность при следующих условиях:

  1. Если участок, подлежащий приватизации, уже находится в использовании физ. лица на основании договора аренды или государственного акта на право постоянного пользования.
  2. Если на земельном участке уже находится дом жилого назначения (или садовый дом), который находится в частной собственности заявителя и это право зарегистрировано в ЕГР вещных прав.
  3. Когда гражданин пожелал воспользоваться своим конституционным правом — получить бесплатно земельный участок, то есть «перевести» свободный участок из коммунальной или государственной собственности в частную — впервые.

Особенности получения земли под жилой дом

Следует отметить, что законодательно предусмотрена так называемая «упрощенная» процедура получения права на земельный участок — путем оформления и подачи только технической документации на землю и ее регистрации в ГЗК. Указанный способ можно применить только в том случае, если на участке находится ваш жилой (не садовый и не дачный) дом.

Обращаем внимание на то, что приватизация земельного участка проводится в отношении всех совладельцев дома, то есть при наличии нескольких совладельцев — в долевом соотношении к частям права собственности каждого в этом жилье.

Получение участка в таком случае будет со следующим видом землепользования: «для эксплуатации и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий, сооружений». Общая площадь участка, который приватизируется (отводится), в таком случае не должна превышать 0,10 га.

При условии расположения на участке жилого дома вам не придется проходить длительную процедуру оформления земельного участка путем разработки проекта землеотвода по общим нормам Земельного кодекса Украины (укр.), который предполагает многочисленные согласования с должностными лицами в сфере землеустройства и другие «бюрократические» процедуры.

Приватизация земли в садовом обществе или кооперативе

Приватизация земли «для ведения садоводства» или «под застройку садовым домом» возможна только на территориях садовых обществ (кооперативов). На оформление имеют право только члены садового кооператива, на территории которого и расположен земельный участок.

Этапы и процедура приватизации садового участка такие же, как и предусмотренные для приватизации земли для строительства и / или обслуживания жилого дома.

Отличие заключается лишь в перечне необходимых для подачи документов.

  • Во-первых, чтобы получить разрешение на разработку проекта землеустройства необходимо предоставить «справку» председателя (уполномоченного лица) садового общества, которая подтверждает членство заявителя в соответствующем кооперативе.
  • Во-вторых, предусмотрена обязательная подача выкопировки из генплана садового общества с указанием месторасположения участка, который заявитель планирует приватизировать.

Обращаем внимание: земельные участки для ведения садоводства передаются площадью не более 0,12 га (в случае с участками для постройки дома — площадь не может превышать 0,1 га).

Отвод земельного участка под строительство

В случае необходимости получения права собственности на земельный участок под строительство нового или реконструкцию существующего здания без профессиональной помощи опытных юристов в сфере земельного права не обойтись.

Следует учитывать, что ст. 24 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/3038-17) запрещает передачу в частную собственность под застройку участка без ранее разработанного и утвержденного детального плана данной территории (ДПТ) села / поселка / города / района или «зонинга».

А уже разработанный проект землеустройства для дальнейшего отвода земли необходимо согласовать с территориальным управлением Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, который его и утверждает, и в местном отделе архитектуры.

Послесловие

Теперь Вы хоть немножко знаете как приватизировать земельный участок, примерно понимаете процедуру и какие этапы Вам придется пройти, сколько времени это может занять, сколько это стоит.

Поскольку каждая ошибка в подготовке и оформлении необходимых для приватизации земли документов только усложняет вышеописанную процедуру и будет забирать все больше времени, усилий и денег, то для занятого и / или недостаточно опытного в этих вопросах человека лучшим вариантом будет в 2019 году поручить такую работу юристам по земельным вопросам.

С уважением, ALVA PRIVACY Law Firm

27 сентября 2019. Категория: Публикации АО Альва Прайвеси.

Источник: https://alvaprivacy.ua/publikatsii/privatizatsija-zemli

Совет от Протокола: Как приватизировать участок под своим домом?

Если не приватизировать земельный участок что будет

Если Вы пользуетесь земельным участком, более того, на нем стоит Ваш дом, но оформить право собственности на землю «руки не доходили» эта консультация ресурса «Протокол» как раз для Вас, ведь она посвящена особенностям приватизации земельного участка именно в таких случаях.

Ситуация, что земельный участок находиться в фактическом пользование гражданина, но права на него не оформлены могла сложится при следующих обстоятельствах.

  1. Земля выделялась для строительства во времена Советского Союза. Стоит отметить, что если земля под домом не была приватизирована, то не имеет значение на кого выделялся земельный участок, имеет значение, кто собственник дома, ведь именно в его пользование находиться земля. Такая ситуация часто встречаемая, ведь дом с неоформленной землей мог быть получен по наследству или по договору дарения.
  2. Земельный участок был выделен дачным или садовым кооперативом.
  3. Гражданин самовольно совершил строительство и нет никаких документальных подтверждений прав на землю. Стоит отметить, что право приватизировать участок на законных основаниях появляется в случае добросовестного, открытого и беспрерывного пользования на протяжение менее 15 лет, так называемая приобритательная давность. Но приватизировать на таком основание можно лишь в порядке, установленном для бесплатной приватизации (Пользуйтесь консультацией юридического ресурса «Протокола» «Алгоритм розробки проекту землеустрою щодо відведення земельної ділянки». Напомним, что в соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) можно приватизировать земельный участок бесплатно в размере не более 0,25 гектара в селах, не более 0,15 гектара — в поселках, не более 0,10 гектара в городах; для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара; для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара. Таким образом, к примеру, приватизировать земельный участок под жилым домом в городе можно в размере не более 10 соток.

Отметим, что в случае приватизации земельного участка на котором расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, техническая документация разрабатывается по заказу собственника жилого дома без предоставления разрешения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в отличие от безвозмездной приватизации земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности. Указанное уже значительно облегчает процедуру приватизации ровно на один шаг.

Шаг 1 Присвоить кадастровый номер земельному участку

Если у участка уже сформирован кадастровый номер, сразу переходите к шагу 2.

Если же нет, то спешим сообщить, что в соответствии «, в случае если на земельном участке, право собственности (пользования) на который не зарегистрировано, расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, кадастровый номер на такой земельный участок присваивается по заявлению собственников такого дома на основании технической документации по землеустройству по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности). Запрещается требовать для присвоения земельному участку кадастрового номера другие документы. Такой кадастровый номер действует с момента его присвоения.

То есть для присвоение кадастрового номера земельному участку необходимо:

  1. Заказать разработку технической документации по установлению границ земельного участка в натуре у физических или юридических лиц, которые имеют лицензию на проведение работ по землеустройству (Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей доступен на сайте Госгеокадастра) По окончанию этого этапа Вы получаете соответствующий проект и XML файл к нему.

2).

Обратиться в Территориальный орган Госгеокадастра по месту нахождения земельного участка, а именно государственному регистратору, с соответствующим заявлением, к которому приобщить техническую документацию и XML файл, копию паспорта и индикационного кода заявителя, документы (нотариально-заверенные копии), что дают право на разработку технической документации (документы на дом, акт на землю и т.п.)

Как результат регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре Вы получите выписку из кадастра о земельном участке с кадастровым номером.

Если земельному участку присвоен кадастровый номер и на него был выдан акт на право постоянного пользования или относительно которого был оформлен договор аренды, приватизация может осуществляться без технической документации по землеустройству, на основании технических материалов и документов, удостоверяющие право пользования земельным участком. С условием, что при приватизации не будет изменения целевого назначения земельного участка.

Шаг 2 Подать заявление в органы исполнительной власти или местного самоуправления

Гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании и на котором расположен жилой дом, подает заявление в соответствующий орган в зависимости от того, где находиться земельный участок.

Важно что, если жилой дом находится в общей собственности нескольких граждан, заявление подается одновременно всеми совладельцами дома.

Заявление может подать и представитель, но его полномочия должна подтверждать доверенность, копия которой прилагается к заявлению.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество заявителя, место жительства, местонахождение земельного участка, его размер, основания пребывания земельного участка в пользовании заинтересованного в приватизации лица.

К заявлению прилагаются копии паспорта гражданина и справки о присвоении ему индивидуального идентификационного кода.

В случае приватизации земельного участка, на котором расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, и которому присвоен кадастровый номер на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка, к заявлению нужно приложить:

— техническую документацию по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка;

— выписку из Государственного земельного кадастра

— электронный файл in4 и файл XML.

В случае приватизации земельного участка без изменения его границ и целевого назначения, право гражданина на пользование которой удостоверено государственным актом на право постоянного пользования землей или договором аренды земли, необходимо приложить технические материалы и документы, подтверждающие размер земельного участка, а также копию государственного акта на право постоянного пользования земельным участком или договора аренды земли.

Если не земельном участке находится дом права, на который оформлены, необходимо приложить копии документов подтверждающие право собственности на дом. Такими могут быть: договор купли-продажи, свидетельство о праве наследства, договор дарения.

Если земельный участок был выделен дачным или садовым кооперативом дополнительно необходимо приложить справку дачного (садового) кооператива (товарищества) о том, что заинтересованное лицо является членом этой организации и о выделении ему конкретного участка согласно схеме (плана) организации территории кооператива (товарищества).

В случае приобритательной давности на земельный участок, необходимо приложить документы, которые подтверждают добросовестное, открытое и непрерывное владение земельным участком на протяжение 15 лет. Но как правило факт такого владения придется признавать через суд.

Шаг 3 Решение уполномоченного органа о передаче в собственность земельного участка и регистрация прав на земельный участок в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество

После рассмотрения документов, уполномоченный орган выносит решение о приватизации земельного участка, которое является основанием для регистрации права собственности.   

Зарегистрировать собственность или другие права на землю можно через местный центр предоставления административных услуг (ЦНАП), который принимает документы для госрегистрации прав на недвижимое имущество, или у нотариуса.

Результат этого шага – выписка из Государственного реестра прав о регистрации права собственности на земельный участок.

Напоследок расшифруем, что означает уполномоченный орган. Так, в соответствии со статьей 122 Земельного кодекса Украины, сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд.

Районные администрации на их территории передают земельные участки из земель государственной собственности, в собственность или в пользование в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов для: ведение водного хозяйства; строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной громады района (школ, учреждений культуры, больниц, предприятий торговли), индивидуального дачного строительства.

Что касается Госгеокадастра и его территориальных органов, эти органы исполнительной власти предоставляют земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности, кроме случаев, определенных частью восьмой настоящей статьи, в собственность или в пользование для всех нужд.

То есть, для определения того, в какой орган необходимо обращаться значение имеет место нахождение земельного участка и его целевое назначение.

Плюсы от приватизации земельного участка

«Забить своей место под солнцем», точнее в кадастровой карте, очень важно, не менее важно, оформить на землю свои права. Одно тянет за собой другое.

Как только эта процедура будет пройдена, Вы станете полноценным собственником и сможете распоряжаться своей собственностью на свое усмотрение, то есть продать, сдать в аренду, подарить… Кстати стоимость дома увеличится, как только земля под ним будет оформлена.

Хотя продать земельный участок без кадастрового номера можно только незаконно, как и в принципе совершить любые действия относительно участка. Не стоит забывать и о соседях, которым легче перенести забор не в Вашу пользу, если Ваш участок не сформирован и не оформлен.

В любом случае, с приватизацией тянуть больше не стоит, ведь законодательство в стране меняется, а процедура приватизации легче не становиться. К тому же неоформленная земля может привлечь внимание мошенников. Так что, лучше оформить право на землю и «спать спокойно». 

Помните: получить професиональную консультацию и найти хорошего адвоката Ви всегда сможете на юридическом ресурсе  «Протокол».

Автор консультации: М. Дунай

Источник: юридичний ресурс Протокол

Пользуйтесь консультацией: Акт согласования границ земельного участка

Источник: https://protocol.ua/ua/sovet_ot_protokola_kak_privatizirovat_uchastok_pod_svoim_domom/

Как приватизировать земельный участок, на котором расположен жилой дом?

Если не приватизировать земельный участок что будет

Как приватизировать земельный участок, на котором расположен жилой дом?

Если вы являетесь владельцем жилого дома, право собственности на который зарегистрировано, и который располагается на НЕ приватизированном земельном участке, то самое время заняться оформлением права собственности на землю.

Есть несколько основных причин:

  • это будет Ваша собственность, которой Вы вправе распоряжаться по своему усмотрению;
  • у Вас появится возможность продать, подарить или любым другим способом передать право собственности на свой участок и жилой дом другому лицу;
  • увеличится рыночная стоимость всего домовладения;
  • куда бы Вы не обратились с целью решения любого вопроса, касательно Вашего домовладения, обязательно станет вопрос кадастрового номера на земельный участок;
  • обеспечение своих прав как собственника земельного участка от посягательств смежных владельцев (пользователей) на Вашу территорию;
  • одна из основных причин — это занять место в Государственном земельном кадастре (ГЗК) под своим участком, таким образом, чтобы его координаты на местности совпадали с координатами в кадастре, потому что с течением времени база наполняется участками, и не квалифицированные исполнители сдают их с ошибками в координатах, впоследствии может стать так, что для Вашего участка просто не будет места в земельном кадастре, и нужно будет проводить дополнительные работы для исправления этих ошибок, что повлечет за собой значительные финансовые затраты и конечно займет много времени и нервов.

Дополнительно обращу внимание на слова «право собственности на который зарегистрировано», это означает, что Ваш дом должен быть узаконенным, т.е. Вы должны иметь документы, которые будут удостоверять право собственности на дом.

В противном случае проще будет принять меры для регистрации права собственности на дом, а потом уже заниматься землей, чем это делать наоборот, хоть это конечно, как всегда, зависит от места расположения домовладения.

Для начала приватизации земельного участка необходимо обратиться в землеустроительную организацию с сертифицированным инженером-землеустроителем, например «Киевские Земли», http://kievzem.com.ua, мы имеем огромный опыт в этой сфере. Заключив договор и получив предоплату, мы начнем выполнение работ.

Важно: для начала приватизации земельного участка, на котором расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано, НЕ НУЖНО получать никаких решений или разрешений от органов местного самоуправления.

Далее к Вам на земельный участок выезжает инженер-геодезист, который проводит геодезическую съемку территории участка, зданий и сооружений, которые на нем размещаются.

По результатам геодезических работ будет сформирован план Вашего земельного участка на основе которого будут проводиться дальнейшие работы.

Следующим шагом будет составление технической документации по землеустройству, в которой будет содержаться описание участка, текстовые и графические материалы и документы, касающиеся зданий, сооружений и самого участка.

Документация по землеустройству подписывается и заверяется печатью сертифицированного инженера-землеустроителя. На основе этой документации и координат границы земельного участка сведения о Вашем участке будут вноситься в Государственный земельный кадастр.

После этого документация подается на проверку в соответствующий орган по земельным ресурсам и регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре (присвоение кадастрового номера), в результате чего будет подготовлена выписка из Государственного земельного кадастра с указанием кадастрового номера Вашего участка.

Теперь Вы уже можете проверить свой участок по Публичной кадастровой карте.

Итак, можно считать большая часть работы уже сделана.

Присвоив кадастровый номер земельному участку, документы можно подавать в местный совет для принятия решения на сессии о передаче Вам в собственность земельного участка.

Решение сессии местного совета о передаче в собственность земельного участка является основанием для регистрации права собственности на земельный участок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Регистрацию права собственности возможно провести в любом центре предоставления административных услуг или через нотариуса.

По результату, Вы получите выписку из Государственного реестра прав о регистрации права собственности на земельный участок.

Поздравляем, Вы владелец!!!!

Хочу подчеркнуть, что таким способом можно оформить земельный площадью до:

  • 0,1 га (10 соток) в городе;
  • 0,15 га (15 соток) в поселке городского типа;
  • 0,25 га (25 соток) в деревне.

Если же Вы пользуетесь участком, площадь которого больше, вышеуказанной, то оформить остаток можно на основе проекта землеустройства по отводу земельного участка (процедура несколько сложнее и на многие длиннее).

Источник: http://kievzem.com.ua/ru/news/22.html

«Это наша земля»: Что ждать от закона о приватизации?

Если не приватизировать земельный участок что будет

Грядущий закон о приватизации земли сложно назвать незначительным. Ведь имея, наконец, права на землю, на которой мы живем, кажется, будет проще противостоять сносам, защитить свою собственность и добиться справедливости. Но все ли так гладко, как нам кажется, и стоит ли радоваться раньше времени?

Ринат Сагитов изучил новый документ и рассказывает о его нюансах.

Грядет долгожданная приватизация земли. Сочетание «частная собственность на землю» не может не радовать народ. Но рано радоваться. С небес — на землю, граждане. На ту самую, которую немногие будут пытаться приватизировать.

Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» должен упорядочить приватизацию и перевести земельные участки, находящиеся в личной собственности, в частную собственность. Из землепользователей граждане перейдут в разряд частных собственников.

Это касается также и земли, не только отданной под строительство жилья, но земельных участков, используемых в коммерческих целях. Например, ресторанов, гостиниц, фабрик и заводов.

Странное понимание «Частной собственности»

──────────

После знакомства с проектом закона о приватизацииземли осталось впечатление, что никакой частной собственности ждать не стоит. Ана моей памяти это уже третья приватизация, правда, не земли, а жилого фонда.Но об этом позже.

Первое, что вызывает опасения, — пункт 12 этого закона: «Особые случаи прекращения права частной собственности на земельные участки». Среди них утрата права собственности на землю при прекращении гражданства Республики Узбекистан физическим лицом, имеющим в частной собственности земельные участки несельскохозяйственного назначения.

При утрате гражданства человек теряет право собственности на землю. И такая трактовка закона в некоторой степени неправомерна.

Представим ситуацию: собственнику земли в силу не зависящих от него обстоятельств придется покинуть страну? Например, из-за преследования. Вслед за обращением за убежищем логически следует лишение гражданства, а за ним и лишение права собственности на землю?

Конечно, Узбекистан — демократическое государство. Но, как говорится, с кем черт не шутит. Как показывает мировая практика, люди бегут от преследования даже из США, столпа мировой демократии.

Но этот пункт не препятствует косвенному владениюземлей иностранными агентами. Кто помешает даже при добровольном выходе из гражданствапередать это право родственникам собственника, друзьям или близким?

Не менее удручающе выглядит и 13-я статья. Изъятие приватизированного земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

  • предоставление их для нужд обороны и государственной безопасности; 
  • обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;
  • реализация градостроительной документации по планированию развития и застройки территорий в части организации функционального зонирования территории населенного пункта;
  • строительство крупных градообразующих объектов, учтенных градостроительной документацией, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями президента Республики Узбекистан;
  • Изъятие приватизированного земельного участка либо его части производится по решению органов государственной власти на местах или Кабинета Министров Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством;
  • Изъятие приватизированного земельного участка в целях, не предусмотренных настоящей статьей, считается незаконным и может быть обжаловано в судебном порядке. Запрещается осуществление сделок, влияющих на статус оспариваемого земельного участка, до вступления в законную силу решения суда.

Слишком широк спектр оснований для изъятия частной собственности. Права собственника туманны и не определенны, вся надежда на суд. Но каков наш суд — общеизвестно.

Даже в самом названии пункта отсутствует юридическое понятие частной собственности. Представьте, как резко звучал бы пункт: «Изъятие земельного участка частной собственности». Но это раскрыло бы несостоятельность этого закона.

Не покидает ощущение, что этот пункт появился в интересах крупных «Сити» и их владельцев. Ведь благодаря этой статье закон не будет защищать собственников маленьких участков земли в многочисленных махаллях Ташкента. Ведь многим кажется, что плановый домик, построенный в 60-е годы прошлого столетия, не отвечает принципам градостроительства и урбанизации, указанным в документе.

Тринадцатая статья, образно выражаясь, объявляет мир дворцам, войны хижинам. Конечно, законодатель попытался смягчить пилюлю, в пункте есть упоминание о суде, но ничего, кроме иронии, это упоминание не вызывает. К примеру, крупная строительная компания, хокимият, толпа адвокатов с одной стороны, и против них пенсионеры, защищающие свой участок в четыре сотки и дом из пахсы на нем.

Прецеденты говорят, что ничего справедливого из этого не выйдет.

Отличается ли эта приватизация от остальных?

──────────

Я говорил, что это не первая приватизация на моейпамяти. Давайте поговорим о том, что уже было. Для начала вспомним, что в СССРсуществовали так называемые кооперативные квартиры.

Или, что более точно,квартиры в кооперативе, поскольку их законным собственником был кооператив, ажильцы были всего лишь пайщиками.

Эта ситуация изменилась в марте 1988 года спринятием совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах поускорению развития жилищной кооперации».

Этот документ установил, что член кооператива, если он полностью выплатил паевой взнос, в случае выхода из кооператива может получить уже выплаченный паевой взнос обратно за вычетом амортизации либо передать квартиру своим родственникам или другим лицам. Требовалось лишь согласие кооператива. В этом случае фактически имела место купля-продажа, проходящая в два этапа. Сначала кооператив выкупал квартиру у пайщика, затем продавал ее жильцам.

Но это правило действовало недолго: с 1 июля 1990 годавступил в действие Закон «О собственности в СССР», по которому членкооператива, выплативший паевой взнос полностью, признавался собственником ужеоплаченного имущества. Кооперативные квартиры превратились в частные.

В 1991 году в Узбекистане была объявлена независимость,и в 1993 году был принят Закон «О приватизации государственного жилищногофонда».

Этот документ определил правовые, экономические, социальные основы ипорядок приватизации государственного жилищного фонда на территории страны.

Вступление в право собственности на жилье дало гражданам возможность эффективновкладывать свои средства в недвижимость, свободно владеть, пользоваться ираспоряжаться своим жильем.

Но это все в теории, на практике изъятие собственности проходило и проходит в лучших советских традициях экспроприации.

Более того, стал известен и новый способ конфискации — СМИ писали о так называемой «войне с притонами», из-за которой некоторые граждане лишились своих квартир. Люди сдавали квартиры, кто-то, возможно, устраивал в них притоны, а страдали собственники. Их жилье изымали как «орудие преступления».

И самое интересное, что все это было законно. Дело в том, что на правовую норму, дающую вам право собственности, есть пять или шесть норм «законного» отъема этой самой собственности. В том числе и «война с притонами».

Но вернемся к разбору закона.

Как приватизировать что-то с нашими зарплатами?

──────────

Беспокойство вызывает также и статья 15 главы 2, где речь идет о рыночной стоимости. Вопрос довольно злободневный.

К примеру, в махалле за педагогическим институтом есть маленький одноэтажный домик на участке в четыре сотки, где проживает семья пенсионеров. Этот участок они получили безвозмездно еще при советской власти.

Средняя пенсия семьи — 850 тысяч сумов на человека. Уже сегодня без всякой приватизации их участок стоит гораздо дороже строения.

Говоря о рыночной стоимости их земельного участка, назовем приблизительную сумму в 80 000 долларов.

Как с пенсией в сто условных единиц приватизировать свой участок, данный им советской властью безвозмездно? Не следовало ли для начала дать людям рыночные зарплаты и пенсии, а уже потом определять «рыночную стоимость» земли, и так принадлежащей им.

И сохраняется ли принцип преемственности власти при процессе приватизации? Почему земля, данная советской властью в личную собственность, не может остаться у граждан в качестве частной собственности при рыночном регулировании на безвозмездной основе? В этом вопросе социальная составляющая приватизации совершенно не учитывается.

Как инвалиды, малоимущие, пенсионеры будут приватизировать участки земли по рыночной стоимости, если они получили их по наследству или от советской власти на безвозмездной основе? Разве государство признает рыночными их доходы?

Конечно, заботит и аспект приватизации земельных участков, выделенных под частное строительство. Частный сектор находится под угрозой наступающих со всех сторон «Сити».

Приведем простой пример: у меня есть «Москвич», рыночная стоимость которого — 500 условных единиц. На OLX я выставляю этот автомобиль за 3 миллиарда сумов. Что мне за это будет? Ничего. Я собственник и имею право сам назначить цену. Никто не имеет право указывать мне, за сколько продавать свою собственность, ведь автомобиль мой.

Теперь перенесем эту ситуацию на жилье. Строительная компания возводит очередной элитный квартал, а мой глиняный домик на трех сотках, доставшийся мне в наследство от бабушек и дедушек, встал на пути строителей. Принципам градостроительства и урбанизации домик из пахсы не отвечает.

Я требую за него у компании-застройщика три миллиона условных единиц, подаю на компанию в суд, пишу в портал. Наш суд устанавливает мне компенсацию — «разумную» с точки зрения застройщика и рынка цену, но никак не три миллиона условных единиц.

И мой домик из лучших соображений нужд государственной и общественной необходимости изымается в строгом соответствии с законом. Все по закону и все в порядке.

Да, я получаю компенсацию, но не факт, что смогу купить на нее другой дом.

Немного риторических вопросов о частной собственности

──────────

Если это частная собственность, то что же тогда такое «не частная»? Смысл приватизировать землю, раз все равно ситуация ничем не отличается от того, что есть сейчас, и происходила в советское время? Все равно дом будет снесен, участок изъят, согласен с этим собственник или нет. Да, будет какая-то компенсация, но не та, на которую рассчитывает владелец. И получается, что вне зависимости от того, какой это вариант закона, владелец частной собственности все равно проиграет.

Можно рассмотреть примеры Запада. Например, в США тоже есть механизм изъятия земельного участка для общественных, государственных или оборонных нужд, но работа суда там кардинально другая.

Если в США он может в отдельно взятом округе опротестовать или приостановить решение президента, то у нас президент укоряет суд в отсутствии оправдательных приговоров.

Земельная реформа на рыночной основе не может проводиться в стране с нерыночными зарплатами и пенсиями. Это путь к люмпенизации и маргинализации части населения. В то время, когда законодатель отдает решение вопросов суду, судебная система показывает, что не готова решать такие задачи.

Мы наблюдаем процесс укрупнения капитала, строительство жилья с особой роскошью. В то время как обломки хижин могут крайне негативно отозваться на внутренней безопасности страны. Не учесть этого сегодня, значит, заложить мину недовольства завтра.

Да, нам нужна частная собственность на землю, но она должна быть честной, а собственник должен получить механизм защиты от «Сити» и других элитных кварталов. Получит ли он такой инструмент? Пока проект нового закона заставляет в этом сомневаться.

──────────

Ринат Сагитов

В материале использованы работы Николая Карахана.

Источник: https://hook.report/2019/05/dorogaya-zemlya/

Адвокат Аврелин
Добавить комментарий