Что означает кадастровая стоимость земельного участка

Все о кадастровой стоимости, методике ее расчета и влиянии на земельный налог

Что означает кадастровая стоимость земельного участка

12 Мая 2014

Что представляет собой кадастровая стоимость земельного участка? Для чего и кем она устанавливается и каким образом рассчитывается? Возможно, ли изменить ее размер? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Факторы, влияющие на кадастровую стоимость В первую очередь кадастровая стоимость земельного участка необходима для определения суммы земельного налога, который должен платить собственник участка.

Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков.

Эта процедура должна проходить не реже одного раза в пять лет. Региональное управление Росреестра готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.

Именно в соответствии с такими списками (перечнями) и производится кадастровая оценка земельных участков.

В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду разрешенного использования.

Для всех земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством установлены 17 видов разрешенного использования. Участки делятся на административно-территориальные единицы.

В их составе выделяются кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра.

Он определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования.

Если говорить, к примеру, о землях населенных пунктов, то удельная кадастровая стоимость в таком случае определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.

Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.

Если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются: • его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке; • размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.

• площадь земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (в распоряжении о предоставлении земель¸ договоре аренды и купли-продажи, актах выбора земельного участка и других документах).

Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам. В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта.

Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.

Например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «офис», то участок будет отнесен к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения».

При этом если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае, если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

К примеру, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» не может быть ему установлен.

Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке: • субъектом Российской Федерации (заказчик) принимается решение о проведении кадастровой оценки земель, которая носит всеобщий характер.

То есть, оценке подлежат все земельные участки на территории субъекта; • территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение; • привлекаемая заказчиком оценочная организация определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и в разрезе каждого из допустимых видов разрешенного использования на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Иными словами, удельный показатель кадастровой стоимости в силу действующего законодательства позиционируется как усредненный показатель рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка с конкретным видом разрешенного использования. • результаты кадастровой оценки земель утверждаются нормативным актом субъекта Федерации;

• после утверждения результатов кадастровой оценки соответствующие сведения в отношении каждого земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости Вместе с тем, при определении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкэномразвития от 12.08.2006 № 222 применяются утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земель.

Как оспорить результаты кадастровой оценки
Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно несколькими способами.

Зная кадастровый номер участка, вы можете отыскать его кадастровую стоимость в соответствующем постановлении Правительства Республики Тыва на официальном сайте Управления Росреестра по Республике Тыва в разделе «Кадастровая оценка земель и земельный налог» (www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/).

Второй вариант — обратиться в любой пункт приема-выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва и заказать справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Такая справка предоставляется бесплатно.

Граждане, несогласные с утвержденной кадастровой стоимостью их недвижимости, считающие ее несоответствующей рыночной, могут оспорить установленную кадастровую стоимость через суд.

В основном, кадастровую оценку оспаривают в том случае, если получившаяся кадастровая стоимость кажется собственнику завышенной. Ведь в таком случае и сумма земельного налога становится выше. Однако есть и собственники, которые обращаются с жалобами на то, что их недвижимость, по их мнению, недооценили.

В случае, когда с момента внесения значения стоимости в государственный кадастр недвижимости еще не прошло полгода, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрен внесудебный порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой оценки.

Для этого собственнику необходимо обратиться в специальную межведомственную комиссию при Управлении Росреестра по Республике Тыва. Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров предусмотрена статьей 24.

19 вышеуказанного закона и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 марта 2012 года № 263.

ОФИЦИАЛЬНО
Как уже отмечалось в статье, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Последняя государственная кадастровая оценка в Республике Тыва проводилась в отношении: — земель населенных пунктов — в 2012 году; — земель садоводческих, огороднических и дачных объединений — в 2008 году; — земель особо охраняемых территорий и объектов — в 2012 году;

— земель сельскохозяйственного назначения — в 2007 году.

Источник: http://sroroo.ru/roffices/news/365/842763/

Гбу кабардино-балкарской республики «государственная кадастровая оценка недвижимости»

Что означает кадастровая стоимость земельного участка

На заседании Государственной Думы принят в третьем чтении закон, предусматривающий возможность размещения линейных объектов на условиях публичного сервитута, который в целом направлен на упрощение создания и оформления прав на такие объекты.

Документ также предусматривает меры по защите прав граждан и организаций при установлении публичного сервитута. Официальным представителем Правительства Российской Федерации по законопроекту является заместитель Министра экономического развития России – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.

Закон разработан Минэкономразвития России. Документ предполагает установить единый упрощенный порядок оформления земельных участков для размещения линейных объектов.

В частности, предусматривается возможность строительства объекта на условиях публичного сервитута без образования земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него. Такой порядок позволит вводить линейные объекты в эксплуатацию в более короткие сроки, чем это происходит сегодня.

В настоящее время значительная часть таких объектов строится с нарушением установленного порядка – срок оформления участков под строительство может растянуться до 2 лет. При этом сетевые организации, занимающиеся реконструкцией объектов для технологического присоединения потребителей, обязаны уложиться в срок до 4 месяцев.

Для защиты прав граждан при оформлении земельных участков под линейными объектами закон запрещает устанавливать публичные сервитуты на садовых, огородных и дачных участках, а также на участках, предназначенных для индивидуальной жилой застройки. Согласно документу, это будет возможно, только если сами граждане примут такое решение, например, о газификации садоводческого товарищества.

Закон расширяет область применения публичного сервитута. Такое понятие уже есть в действующем законодательстве.

Однако в настоящее время сервитут может применяться только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового объекта инфраструктуры в сложившейся застройке практически невозможно.

К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы и подобные сооружения.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации» принят Государственной Думой в первом чтении.

В Госдуме законопроект представила заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко. Законопроект направлен на упрощение процедуры выполнения комплексных кадастровых работ.

В частности, он предлагает в ряде случаев выполнять комплексные кадастровые работы при отсутствии утверждённого проекта межевания территории. Также предлагается установить возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и другой документации при выполнении таких работ.

При этом органам государственной власти и органам местного самоуправления, которые являются заказчиками комплексных кадастровых работ, предоставить право на бесплатное получение таких документов, что в свою очередь также упростит выполнение таких работ.

Проект закона разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году в трех пилотных регионах – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областях. В законопроекте также учтены предложения субъектов Российской Федерации по доработке федерального закона «О кадастровой деятельности».

В 2018 году такие работы будут выполняться в 13 регионах: Республике Башкортостан, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), Забайкальском крае, Камчатском крае, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Вологодской области, Псковской области и Севастополе.

В ходе комплексных кадастровых работ массово и централизовано уточняются границы земельных участков, зданий и сооружений, исправляются реестровые ошибки, формируются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и обеспечивается еще ряд важнейших для развития территории и повышения ее инвестиционной привлекательности результатов. Для уточнения границ объектов недвижимости сейчас активно применяются самые современные технологии, в том числе аэрофотосъемка беспилотными летательными аппаратами.

Результаты комплексных кадастровых работ позволяют упростить процедуру оформления прав на земельные участки, исправить реестровые ошибки в местоположении границ объектов недвижимости, повысить собираемость земельного налога и арендных платежей с учетом более эффективного управления территориями, сократить количество земельных споров, а также защитить права собственников земельных участков.

Об этом сообщил председатель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, главный государственный инспектор по использованию и охране земель Александр Спиридонов, передаёт пресс-служба ведомства.

Госкомрегистр напоминает гражданам об ответственности за самовольное занятие земельного участка, использование его не по назначению или вовсе его неиспользование.

«Специалисты комитета осуществляют государственный земельный надзор, чтобы защитить права и законные интересы правообладателей земельных участков от действий нарушителей.

Соблюдение законодательства при использовании земель способствует их вовлечению в экономический оборот.

Госземинспекторы используют данные дистанционного зондирования Земли (фотосъёмка поверхности авиационными и космическими аппаратами) и проводят проверки соблюдения требований земельного законодательства юридическими, физическими или должностными лицами. Максимальный штраф в 700 тысяч рублей предусмотрен в том случае, если нарушение допущено юрлицом и на земельном участке, кадастровая стоимость которого не определена», — разъяснил председатель Госкомитета.

Спиридонов также уточнил, что в случае обнаружения несоблюдения законодательства возбуждается дело об административном нарушении и назначается штраф, размер которого установлен кодексом об административных правонарушениях.

При строительстве любого нового объекта недвижимости на месте ранее снесенного, собственнику необходимо обязательно снять с кадастрового учета предыдущий объект недвижимости и прекратить зарегистрированное право.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется на основании акта обследования. За подготовкой такого документа нужно обратиться к кадастровому инженеру. Кадастровый инженер должен подготовить акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости в связи с его гибелью или уничтожением.

Обращаем внимание, что такой акт готовится в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также на основании документов, содержащих сведения о гибели или уничтожении дома.

Это могут быть, например, справки от пожарных, справки от органов местного самоуправления (в случае подтопления) или письменное решение гражданина о добровольном сносе дома.

После подготовки акта обследования, только собственник имеет право обратиться в орган регистрации недвижимости с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости.

Если право собственности было зарегистрировано ранее, в орган регистрации недвижимости предоставляется лишь акт обследования, но при этом, собственник подает заявление об одновременном снятии с кадастрового учета и прекращении права собственности на дом.

В случае отсутствия в ЕГРН сведений о правообладателе, собственником подается заявление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, и предоставляются: акт обследования и  правоустанавливающий документ на дом.

Подать документы можно в любом офисе многофункционального центра или в электронном виде посредством официального портала Росреестра.

Реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или предоставленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия. Continue reading →

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) напоминает о необходимости соблюдения требований земельного законодательства.

К нарушениям земельного законодательства относятся в том числе самовольное занятие земельного участка, неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока или использование такого участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

За такие виды нарушений предусмотрен административный штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Росреестр осуществляет государственный земельный надзор с целью защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков от действий нарушителей земельного законодательства, а также устранения выявленных нарушений. Соблюдение законодательства при использовании земель способствует их вовлечению в экономический оборот.

С целью выявления нарушений инспекторы по использованию и охране земель Росреестра проводят проверки соблюдения земельного законодательства юридическими, физическими или должностными лицами.

Также для выявления признаков нарушения земельного законодательства инспекторами проводятся административные обследования земельных участков, когда контроль осуществляется дистанционными способами, без непосредственного участия собственников.

Для проведения таких мероприятий, в рамках осуществления государственного земельного надзора, Росреестр использует данные дистанционного зондирования Земли (фотосъемка поверхности авиационными и космическими аппаратами).

В случае обнаружения нарушений возбуждается дело об административном нарушении, на основании которого устанавливаются его обстоятельства и выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя. Он определяется в рублях в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не установлена, КоАП установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей.

Установленные КоАП размеры штрафов за нарушения земельного законодательства:

* За нарушения, выраженные в самовольном занятии земель, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

** В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

С юридической точки зрения земля является не только главным ресурсом для достижения должного уровня экономического благополучия, но и особым производственным объектом, эксплуатация которого может происходить только в рамках разрешённого законом использования.

В соответствии с Федеральным Законом 172 все земли Российской Федерации делятся на 7 категорий. И каждый участок земли должен быть отнесен к одной из них. Но на деле бескрайние просторы Родины до сих пор не освоены настолько, чтобы каждый клочок земли имел свой правовой статус.

Поселения разрастаются, изменяется структура, и «выплывают» участки, назначение которых так и не определено. Continue reading →

Источник: http://gkokbr.ru/

Кто может оспаривать кадастровую стоимость чужого земельного участка?

Что означает кадастровая стоимость земельного участка

Складывающаяся в последние годы практика, в том числе судебная, связанная с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков показала, что правом на их оспаривание могут быть наделены не только субъекты, прямо указанные в законе об оценочной деятельности.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в их собственности (ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ).

В рамках состоявшегося на прошлой неделе XVII Всероссийского конгресса «Регулирование земельное-имущественных отношений» эксперты обсудили вопросы кадастра и государственной кадастровой оценки, в том числе связанные с оспариванием результатов кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления, арендатором земельного участка, налоговыми органами и кадастровой палатой.

В каких случаях органы местного самоуправления могут участвовать в спорах о кадастровой стоимости?

Как следует из ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены органами местного самоуправления только в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципалитета.

Как определить налоговую базу по земельному налогу в случае, когда изменяются вид разрешенного использования земельного участка и его кадастровая стоимость? Узнайте из материала «Порядок определения налоговой базы по земельному налогу» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Получить доступ

Вместе с тем в постановлении от 5 июля 2016 г.

№ 15-П КС РФ указал, что муниципалитеты также заинтересованы в результатах кадастровой оценки земельных участков, которые не находятся в их собственности, но расположены на их территории, так как кадастровая стоимость земельного участка служит базой для расчета суммы земельного налога. В связи с этим, по мнению КС РФ, органам местного самоуправления необходимо предоставить право оспаривать кадастровую стоимость «чужих» земельных участков, расположенных на территории муниципалитета, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости. Однако, какое именно снижение считать существенным и как толковать эту норму, в постановлении не раскрывается.

«По всей видимости, это и будет являться предметом доказывания в судах,– считает эксперт в области земельных отношений Алексей Борисов. – Собственник должен будет доказать, что снижение было несущественным.

Стоит отметить, что в рассмотренном КС РФ деле кадастровая стоимость земельного участка заявителем была уменьшена с 7 млрд до 450 млн руб., то есть больше чем в 15 раз.

Соответственно, если мы изменяем стоимость меньше чем в 15 раз, то, может быть, есть смысл доказывать, что данный прецедент не распространяется на наш случай, и орган местного самоуправления не вправе оспаривать кадастровую стоимость. Но, тем не менее, этот вопрос остается дискуссионным».

Отметим, что несмотря на то, что КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ положение ч. 1 ст. 24.

18 Закона № 135-ФЗ, федеральный закон о государственной кадастровой оценке, который вступил в силу 1 января 2017 года, также не содержит нормы, которая позволила бы органам местного самоуправления оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, не находящихся в их собственности.

Зависит ли право арендатора оспаривать кадастровую стоимость земельного участка от срока его аренды?

Трудности с оспариванием кадастровой стоимости недвижимости возникают не только у муниципалитетов, но и арендаторов земельных участков, находящихся в публичной собственности. Как отметил Алексей Борисов, это связано с тем, что несмотря на содержание п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г.

№ 28, в котором разъяснено, что арендаторы земельного участка вправе обращаться с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков, судами под сомнение ставится возможность арендатора оспорить ее размер, если срок аренды недвижимости является небольшим.

Рассмотрим подробнее подобный случай.

ООО «З» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, находящегося в публичной собственности, в размере рыночной.

Суд первой инстанции отказал в принятии заявления, исходя из того, что в соответствии с действующим законодательством с заявлением об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться арендатор, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет (ч. 3 ст.

20 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) Таким образом, суд решил, что когда такой договор заключен на срок менее пяти лет, арендатор не вправе обращаться с требованием о внесении изменений в сведения о земельном участке, в том числе о кадастровой стоимости. Добавим, что ст. 20 Закона № 221-ФЗ признана утратившей силу с 1 января 2017 года (п. 8 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ).

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Витрянский Василий,член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, к. ю. н., профессор

22 мая 2017 года

Программа повышения квалификации «Реформа ГК по вопросам обязательственного и вещного права».

Принять участие

Вышестоящие суды это решение оставили без изменения (определение Владимирского областного суда от 23 марта 2015 г., апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 23 апреля 2015 г.). Вместе с тем ВС РФ встал на сторону истца, отметив, что по смыслу ст. 24.

18 Закона № 135-ФЗ право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 14 января 2016 г.

№ 86-КГ15-10).

Является ли налоговый орган участником в споре о кадастровой стоимости?

За налоговую базу по земельному налогу принимается кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ). Соответственно, изменение кадастровой стоимости влияет на сумму платежей по налогу.

В связи с этим у налоговых органов нередко возникает вопрос, вправе ли они оспорить, по их мнению, несправедливую кадастровую стоимость земельного участка.

Об одном таком споре рассказал Алексей Борисов.

Так, в одном случае, налоговики решили обжаловать решение суда, на основании которого была изменена кадастровая стоимость земельного участка.

Инспекция посчитала, что рыночная стоимость земельного участка, определенная неправильно, возлагает на нее обязанность принять неверно исчисленную сумму земельного налога.

Вместе с тем судьи не согласились с этим доводом и указали, что обязанность налогового органа по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах не свидетельствует о наличии у инспекции имущественно-правового интереса в спорах об оспаривании кадастровой стоимости, и приняли решение прекратить производство, так как жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта (определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2016 г. № 18АП-4099/16).

Может ли кадастровая палата участвовать в спорах о кадастровой стоимости?

Достаточно часто у правоприменителей на практике возникает спор, является ли кадастровая палата участником дела об оспаривании кадастровой стоимости.

Согласно п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г.

№ 28 кадастровая палата к участию в деле привлекается, когда в суде рассматривается заявление об оспаривании кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями.

«В таком случае орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки, может дать пояснения по существу дела», – пояснил Алексей Борисов.

В качестве примера такой ситуации он привел дело, рассмотренное Московским городским судом, в котором Федеральная кадастровая палата фигурировала как соответчик (решение Московского городского суда от 3 августа 2016 г. по делу № 3А-782/2016).

АО «Н» требовало установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной и привлекло в качестве ответчиков Правительство Москвы, Управление Росреестра по г. Москве и Федеральную кадастровую палату по г. Москве.

Суд удовлетворил требование истца, но указал, что кадастровая палата не является в данном случае надлежащим административным ответчиком, так как не утверждает результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и не осуществляет функции по государственной кадастровой оценке.

Источник: http://www.garant.ru/news/1107269/

Что означает кадастровая стоимость земельного участка — Каменских и партнеры

Что означает кадастровая стоимость земельного участка

С 2016 года собственники земельных участков оплачивают налог на недвижимость исходя из кадастровой стоимости. Важно ее знать и уметь рассчитывать, чтобы не было завышения со стороны государственных структур. Иначе налогоплательщик несет непосильную нагрузку. Как собственнику пересмотреть результаты государственной оценки, если он с ней не согласен?

Любые объекты недвижимости оцениваются в финансовом выражении, что может рассчитываться по специальной формуле. Выделяют два основных варианта стоимости – рыночную и кадастровую. Первая устанавливается на настоящий момент времени, а вторая является оценкой с позиции государства. Они часто могут соотноситься по своему размеру.

В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 358, кадастровая стоимость не может превышать рыночную. В действительности данное условие выполняется не всегда, поэтому необходимо настаивать на ее снижении.

Понятие

Кадастровая стоимость земельного участка является той ценой, которую могут устанавливать регистрирующие органы в результате оценки. Это понятие закрепляется в ст. 66 ЗК РФ. Чтобы определить стоимость участка, соблюдаются следующие этапы:

  • принятие решения;
  • оценочные действия;
  • утверждение полученных итогов.

От чего зависит размер кадастровой стоимости земельного участка

Расчеты осуществляются в соответствии ЗК РФ с учетом актов, принятых муниципалитетом. Они зависят от индивидуальных особенностей земельного участка, включая размещение, назначение (ИЖС или сельхозназначение), категорию и площадь.

Какой орган определяет кадастровую стоимость

Единственной структурой, занимающейся учетом недвижимости, является Росреестр. Процесс выстраивается таким образом:

  1. Регион издает постановление о необходимости изменить территории, относящиеся к его ведению.
  2. Управление Росреестра готовит список подлежащих оценке наделов и проверяет его. Список содержит их отличия и характеристики, включая адрес размещения, качество и наличие построек, а также общую площадь.
  3. Привлекается оценщик, который рассчитывает удельные показатели для каждого вида использования.
  4. По результатам региональные власти утверждают нормативный акт.
  5. Результаты вносятся в базу Госреестра.

Как рассчитывается кадастровая стоимость на земельный участок

Стоимость определяют по кадастровому номеру и отображают на карте. Стоимость складывается из характеристик каждого надела с учетом рыночных цен по району. Для расчета применяется такая формула:

Кадастровая стоимость = общая площадь х удельный показатель

Где удельный показатель представляет собой кадастровую котировку объекта в пересчете на 1 кв. м.

Как узнать кадастровую стоимость. Госпошлина

Сведения можно посмотреть на сайте или узнать в ближайшем отделе Росреестра, где осуществляется регистрация прав собственности и постановка участка на кадастр. Можно заказывать информацию такими способами:

  • сделать запрос онлайн через сайт госуслуг или Росреестра;
  • обратиться с заявкой лично в Росреестр или МФЦ.

В случае личного обращения заявитель получает официальную выписку из ЕГРН об основных характеристиках и правах на недвижимое имущество.

В ней указываются не только сведения об участке и правообладателе, но и точная величина кадастровой стоимости. Данная услуга является платной.

Согласно данным Росреестра, оплачивается госпошлина в размере 400 рублей гражданами и 1100 рублей юридическими лицами. При запросе в электронном варианте – 250 и 700 рублей соответственно.

Для чего необходимо устанавливать кадастровую оценку, и на что она влияет

Кадастровая оценка позволяет определить размер имущественного налога, рассчитать пошлину и налог за вступление в наследство. Она может влиять на размер кредита или платежей, связанных с продажей или дарением недвижимости, назначение арендной цены за пользование наделом.

Важно знать соотношение к рыночной стоимости. Все расчеты производятся от показателя кадастровой цены. Разница по этой причине бывает существенной, и это отражается на сумме налоговых выплат, которые могут существенно меняться в зависимости от нее.

Сроки кадастровой оценки

Переоценивать стоимость допускается не чаще, чем 1 раз в 3 года. Максимально возможный срок – 1 раз за 5 лет. Отдельные сроки устанавливаются для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. Здесь переоценка осуществляется не чаще 1 раза в 2 года.

Как оспорить кадастровую стоимость. Досудебный порядок

Для снижения кадастровой стоимости земельного участка может использоваться два варианта:

  • заявление руководителю комиссии, работающей при Росреестре;
  • иск в суд для отстаивания интересов и обжалования решения предыдущей инстанции.

У собственника есть право самостоятельно выбрать, куда обращаться для отстаивания своих интересов. Гражданин не обязан предварительно обращаться в специальную комиссию. Допускается возможность написать жалобу в судебный орган. Обязательный досудебный порядок действует только для предприятий, зарегистрированных в качестве юридического лица.

Региональная комиссия по рассмотрению споров

При управлениях Росреестра по всем регионам России работают комиссии, принимающие решения по жалобам в отношении установленной стоимости. Здесь действует упрощенная процедура по сравнению с судебным разбирательством. Необходимо подать запрос с документами и ждать ответа в течение месяца. Не устанавливается государственная пошлина.

Если решение комиссии не удовлетворяет заявителя, его допускается обжаловать в судебном порядке.

Документы, которые должны быть представлены в комиссию

Если собственник подает запрос на изменение информации в реестре, он должен доказать, что есть правовые основания для перерасчета. Предоставляются такие документы:

  • заявление установленной формы;
  • кадастровая справка;
  • правоустанавливающий документ, такой как договор купли-продажи или дарения;
  • свидетельство о собственности, если оно имеется;
  • документальный результат независимой экспертизы, подтверждающий превышение стоимости;
  • экспертный отчет о размере рыночной цены;
  • подтверждение технических или кадастровых ошибок.

Срок рассмотрения заявления

На проверку отводится 1 месяц после сдачи документов с заявлением. Собранная комиссия в течение 7 дней сообщает результаты заявителю и в муниципалитет. Решение может быть принято только в присутствии не меньше половины участников комиссии.

Результаты рассмотрения

Заявление отклоняется, если сведения признаются соответствующими действительности. В остальных ситуациях пересматриваются результаты сведений, внесенных в реестр.

У заявителя есть право оспаривать установленную стоимость в судебных органах, если заявление будет отклонено. Предметом судебного разбирательства будет кадастровая оценка, а не результат работы соответствующей комиссии.

Как оспорить кадастровую стоимость в судебном порядке

В качестве первой инстанции для передачи иска по таким делам может использоваться областной суд. Эта подсудность связана с тем, что ответчиком выступает региональный орган Росреестра и председатель комиссии, работающий при нем. Важно самостоятельно выяснять и доказывать неправильность расчетов. Понижение стоимости допускается, если будут документальные доказательства.

Устанавливается период, в течение которого может оспариваться установленная стоимость. Он равен 5 годам с момента после изменения записи в реестр. Если предыдущая стоимость изменена до обращения, ее не допускается оспаривать. Срок рассмотрения составляет 2 месяца с момента регистрации искового заявления. В связи со сложностью дела его могут продлить еще на 1 месяц.

При обращении в судебную инстанцию предоставляются те же документы, что и комиссию. Дополнительно подается следующее:

  • уведомление или отметка о передаче заявления в комиссию;
  • платежный документ об оплате госпошлины;
  • доверенность, если истец не может лично присутствовать на заседаниях;
  • подтверждение о том, что соблюден досудебный порядок (предоставляется юридическим лицом).

Если в процессе рассмотрения вопроса судья удовлетворит иск, новый размер оценки вносится в резолюционную часть определения. Вновь установленная стоимость подлежит обязательному переносу в реестр. При отрицательном результате его можно оспорить в течение месяца путем подачи апелляции в Верховный суд РФ.

В результате у граждан и компаний есть равные возможности для уменьшения кадастровой стоимости. Важно выяснить реальные показатели и подать заявление на их внесение в реестр.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/stoimost-kadastrovaya

Что такое кадастровая стоимость земельного участка? (оспаривание и как узнать кадастровую стоимость)

Каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросом недвижимости, а точнее, с вопросом аренды или покупки земельных участков. Но как разобраться во всех понятиях, тонкостях и в ценообразовании? Сейчас в данных вопросах и попробуем разобраться. А в этом поможет понятие кадастровая стоимость земельного участка.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

Что такое кадастровая стоимость земельного участка

Разобраться с данным понятием не так просто, ведь оно включает в себя множество расчетов, а значит, является расчетной денежной суммой. Данная сумма формируется по сложным алгоритмам, потому очень часто многие пытаются специально уменьшить или завысить стоимость в зависимости от своих целей.

Источник: http://www.anton-kamenskih.ru/chto-oznachaet-kadastrovaya-stoimost-zemelnogo-uchastka/

Что такое кадастровая стоимость земли по кадастру? Что такое стоимость земельного участка? Как узнать кадастровую стоимость для земли. Что можно узнать по кадастровому номеру?

Что означает кадастровая стоимость земельного участка

Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, как правило, для целей налогообложения, уплаты арендных платежей и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях.

Как узнать кадастровую стоимость?

Кому важно знать кадастровую стоимость земли:

  • Собственники земельных участков;
  • Арендаторы земельных участков;
  • Иные правообладатели земельных участков.

Почему важно знать кадастровую стоимость на объекты (на участки). Размер земельного налога, а также размер арендных платежей, как правило, зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости. Следовательно, величина налогового бремени или бремени оплаты арендных платежей прямо зависит от величины кадастровой стоимости на объект (на участок либо земельный участок).

Как и кем устанавливается кадастровая стоимость на участок.

Для установления кадастровой стоимости на земельный участок, по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая стоимость земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН). Установление кадастровой стоимости земельного участка происходит независимыми оценщиками земельного органа, которых региональные или местные власти выбрали на конкурсной основе. Государственная кадастровая цена на участок проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз на два года) с даты, состояния на которую была проведена государственная кадастровая оценка на земельный участок.

Для чего устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Расчет кадастровойстоимости земельного пая происходит для определения, главным образом, размера уплаты налога на имущество, а также платежей, связанных со сделками, совершаемыми с этой недвижимостью (участка), расчета платежей при наследовании участка, арендных платежей.

Иными словами, в каждом случае, где государство заинтересовано в регулировании или обложении обязательными платежами на операции, связанных с недвижимостью, учитывается кадастровая стоимость.

От чего зависит кадастровая стоимость земельного участка (объекта недвижимости). Для расчета кадастровой стоимости земельного пая (объекта недвижимости) оценщики стоимости ориентируются на различные характеристики земельного участка: вид его разрешенного использования, площадь объекта, расположение объекта (участка).

Как узнать стоимость земельного участка?

Узнать кадастровую стоимость недвижимости можно следующими способами:

1.Сведения о кадастровой стоимости земельного пая можно получить на сайте Росреестра. На главной странице сайта в разделе «электронные услуги и сервисы» нужно выбрать «получение сведений из ГКН». Заполните форму и отправьте заявку. По номеру заявки можно будет отслеживать ее статус.

2.Можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». В публичной кадастровой карте содержатся сведения из государственного кадастра недвижимости (земли). Поиск осуществляется по кадастровому номеру.

В отношении каждого земельного участка можно узнать не только кадастровую стоимость, но и его форму собственности, категорию земель, площадь, разрешенное использование, дату поставки участка на учет и иную информацию.

Такой способ удобен быстротой получения данных.

3.В режиме онлайн сведения о кадастровой стоимости земельного участка можно получить на сайте Росреестра в разделе «электронные услуги и сервисы» «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Необходимую информацию можно получить после введения в форму номера кадастра или адреса объекта недвижимости (земли). 

4.На сайте Росреестра в разделе «электронные услуги и сервисы» с помощью сервиса «Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки».

В поле поиска необходимо ввести кадастровый номер объекта недвижимости. Таким образом можно получить сведения об объекте недвижимости (земли).

В случае отсутствия этих сведений в фонде данных государственной кадастровой оценки на сайте появится соответствующая надпись.

5.Справку о кадастровой стоимости объекта (земли) можно получить в офисе Федеральной кадастровой палаты Росреестра или МФЦ. Можно обратиться лично или направить запрос почтой.

Кадастровая справка будет предоставлена в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

При подаче нужно указать способ получения кадастровой справки: лично на руки в филиале Федеральной кадастровой палаты Росреестра, в многофункциональном центре (МФЦ, «Мои документы») или по почте. 

Где узнать кадастровый номер?

Кадастровый номер по объекту (земельный участок) узнать Вы можете, обратившись к нам! Также Вы можете узнать у нас реальную стоимость на Ваш земельный пай. Задайте свой вопрос на сайте и наши специалисты помогут Вам разобраться.

Источник: https://zem-advokat.ru/practice/item/kak-uznat-kadastrovuyu-stoimost-zemelnogo-uchastka/

Адвокат Аврелин
Добавить комментарий